Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 января 2008 г. N А42-3548/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Корпусовой О.А. и Морозовой Н.А.,
рассмотрев 17.01.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.08.2007 (судья Евтушенко О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2007 (судьи Семиглазов В.А., Масенкова И.В., Петренко Т.И.) по делу N А42-3548/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭмиР-2" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (том 1, листы дела 50-52), о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области (далее - Инспекция) от 13.06.2007 N 24 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и требования от 28.06.2007 N 282 об уплате налога, пени и штрафа на сумму 1 362 346 руб. 42 коп.
Решением от 15.08.2007, оставленным без изменения суда апелляционной инстанции от 09.10.2007, суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты в части признания недействительным оспариваемого решения налогового органа об исключении суммы 1 704 533 руб. из необлагаемых налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) оборотов, доначисления на указанную сумму налога и пеней и налоговой санкции, и принять по делу новое решение об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований в этой части. Повторяя при этом доводы, изложенные в оспариваемом решении налогового органа, податель жалобы считает, что денежные средства, полученные Обществом по платежному поручению от 23.11.2005 N 4368 от общества с ограниченной ответственностью "Косам" (далее - ООО "Косам") в сумме 1 704 533 руб. не могут быть признаны правомерными в целях применения льготы согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку ООО "Косам" по удостоверениям N 3435 и N 3251 не является ни получателем, ни донором технической помощи (содействия), а выполненные работы по договору от 20.08.2004 N 43 не могут быть отнесены к работам, выполненным в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации. Податель жалобы считает, что исключение 1 704 533 руб. из необлагаемых оборотов по НДС и начисление на указанную сумму пеней и налоговой санкции является правомерным и оснований для признания недействительными ненормативных актов налогового органа в этой части не имеется.
В представленном отзыве Общество просит признать законными и обоснованными оспариваемые судебные акты и отказать Инспекции в удовлетворении кассационной жалобы.
Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно акту от 18.05 2007 N 30 (том 1, листы дела 88-91) Инспекция провела выездную налоговую проверку деятельности Общества по вопросу соблюдения действующего законодательства при исчислении НДС за период с 01.01.2005 по 23.12.2006, в ходе которой установила, что Общество в нарушение подпункта 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ в составе налогооблагаемых оборотов заявило выручку за ноябрь 2005 года, полученную от ООО "Косам" по платежному поручению от 23.11.2005 N 4368 за работы, выполненные по договору от 20.08.2004 N 43. Вывод налогового органа основан на том, что ООО "Косам" по удостоверениям N 3435 и N 3251 "о признании средств, товаров, работ и услуг технической помощью" не является ни получателем, ни донором технической помощи (содействия), в связи с чем, работы, выполненные по договору от 20.08.2004 N 43 не могут быть отнесены к работам, выполненным в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации.
Принятым по результатам проверки решением от 13.06.2007 N 24 Инспекция начислила Обществу к уплате 1 026 816 руб. НДС, в том числе 306 816 руб. за ноябрь 2005 года и 720 000 руб. за май - июнь 2005 года и 130 168 руб. 22 коп. пеней, а также привлекла заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 205 363 руб. 20 коп. штрафа, предложив налогоплательщику в срок, указанный в требовании уплатить названные суммы недоимок, пеней и налоговой санкции, и внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
На основании указанного решения Инспекция направила в адрес налогоплательщика требование N 282 об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 28.06.2007 (том 1, лист дела 40).
Общество оспорило указанные ненормативные акты налогового органа в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация товаров (работ, услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" при представлении в налоговые органы следующих документов:
контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации;
удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);
выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) или получателю безвозмездной помощи (содействия) товары (работы, услуги).
В силу статьи 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" налоговые и таможенные льготы для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия), предусмотренные статьей 2 настоящего Федерального закона, предоставляются только при наличии удостоверения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.1999 N 1046 утвержден порядок регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием.
21.05.2003 Правительствами Королевства Бельгия, Королевства Дания, Финляндской Республики, Французской Республики, Федеративной Республики Германия, Королевства Нидерландов, Королевства Норвегия, Российской Федерации, Королевства Швеция, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Европейским сообществом и Европейским сообществом по атомной энергии было заключено Рамочное соглашение о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации (далее - Рамочное соглашение).
Статьей 9 Рамочного соглашения предусмотрено, что Российская Сторона освобождает содействие, оказываемое по настоящему Соглашению, от таможенных пошлин, налогов на прибыль, других налогов и подобных сборов. Российская Сторона предпринимает все необходимые шаги для обеспечения того, чтобы местные и/или региональные налоги не взимались с содействия, оказываемого по настоящему Соглашению.
Пунктом 4 статьи 9 Рамочного соглашения предусмотрено, что физическим и юридическим лицам, принимающим участие в осуществлении программ в рамках настоящего Соглашения на территории Российской Федерации, предоставляется тосвобождение от обложения налогом на добавленную стоимость и другими сборами в отношении оборудования и товаров, приобретаемых на территории Российской Федерации для реализации проектов или программ в рамках настоящего Соглашения, а также выполненных работ и оказанных услуг на территории Российской Федерации.
Более того, пунктами 5 и 6 Рамочного соглашения особо предусмотрено, что налогообложение будет рассматриваться как веская причина для приостановки или прекращения проекта содействия, а также для отказа от начала проекта содействия.
Российская Сторона отвечает за процедуры, обеспечивающие выполнение положений настоящей статьи. Необходимые документы выдаются соответствующим уполномоченным органом.
В соответствии с "Соглашением между Федеральным Министерством экономики и труда Федеративной Республики Германия и Министерством Российской Федерации по атомной энергии об оказании содействия в ликвидации сокращаемого Российской Федерацией ядерного оружия путем утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-морского Флота России, в рамках реализации договоренностей о Глобальном партнерстве против распространения оружия и материалов массового уничтожения" от 09.10.2003 (далее - Соглашение) организация "Энергиверке Норд ГмбХ" Федеративной Республики Германия (далее - Заказчик) и ООО "Косам" (Исполнитель) заключили Контракт от 10.07.2004 учетный N LZL-1 на производство комплекса строительных работ, являющихся частью строительства пункта длительного хранения реакторных отсеков (ПДХ РО АПЛ) в губе Сайда (далее - Контракт; том 1, листы дела 100 -138).
Как правильно установили судебные инстанции, пунктом 1.1 Контракта установлено, что Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению строительных работ по всем временным инженерным коммуникациям, по планировке территории строительного городка со всеми временными зданиями и оборудованием, строительству временных дорог, строительству колодца основной схемы водоснабжения в точке разветвления основной линии водоснабжения и временной, замене двух вакуумных ячеек ПС.308 и строительству ЛЭП от ПС.308 до строительного городка по постоянной схеме для ПДХ РО АПЛ в губе Сайда согласно утвержденной проектной документации, и приложениям 1, 2, 3 и 4, являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта.
ООО "Косам", как указано в пункте 1.3 Контракта, обязуется выполнить все работы, указанные в пункте 1.1 данного документа и в приложениях к нему, собственными силами и силами привлеченных подрядных организаций в строгом соответствии с утвержденной РНЦ КИ проектной документацией. В случае заключения Подрядчиком договора с субподрядной организацией, положения такого договора не должны противоречить положениям настоящего Контракта.
В силу пункта 15.3 Контракта вся помощь (содействие), получаемая от Заказчика в соответствии с Соглашением, настоящим Контрактом должна рассматриваться как безвозмездная техническая помощь (содействие) и не должна облагаться налогами, подлежит освобождению от таможенных пошлин и сборов в соответствии с российским законодательством.
В материалы дела представлены удостоверения N 3251 и N 3435, выданные Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации на срок до 2009 года, утвержденные протоколами заседания Комиссии от 19.10.2004 N 4 и N 5 (том 1, листы дела 22 -23).
Как следует из указанных удостоверений, финансовые средства, товары и услуги для производства комплекса строительных работ по созданию ПДХ РО на суммы, соответственно, 1829 194 евро и 2 881053 евро являются технической помощью (содействием). При этом из текста указанных удостоверений следует, что донором является Федеральное министерство экономики и труда ФРГ, получателем средств - Федеральное государственное унитарное предприятие "Северное федеральное предприятие по обращению с радиоактивными отходами" Росатома (том 1, листы дела 22 - 23).
Согласно Приложению к удостоверению N 3435, установлен и утвержден перечень организаций, участвующих в выполнении работ за счет средств международной технической помощи, в который включено Общество. При этом каждому подрядчику определено содержание выполняемой работы, установлена сумма контракта (договора). Согласно пункту 1.3 данного перечня Общество в соответствии с договором от 20.08.2004 N 43 производит демонтаж линии ВЛ-бкВ, монтаж кабельных линий 6 кВ, 0,4 кВ (том 1, листы дела 24 - 25).
В соответствии с договором от 20.08.2004 N 43 ООО "Косам" является заказчиком, а Общество принимает на себя обязательство по монтажу сетей ПДХ РО в Сайде губе: демонтаж линии ВЛ-6 кВ, монтаж кабельных линий 6 кВ, 0,4 кВ (пункт 1.1 Договора).
Следовательно, выполняемые Обществом работы (услуги) непосредственно связаны с технической помощью, оказанной в рамках контракта LZL-1 от 10.07.2004, и профинансированной в рамках Соглашения, а факт наличия договорных отношений Общества с получателем безвозмездной помощи (содействия) подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах следует признать правомерным вывод судебных инстанций о соблюдении Обществом требований подпункта 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ для применения в ноябре 2005 года льготы по налогообложению.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, доводы которой направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций на основании всесторонней и полной оценки представленных по делу доказательств.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.08.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2007 по делу N А42-3548/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
О.А. Корпусова |
|
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 января 2008 г. N А42-3548/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника