Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 января 2008 г. N А21-3018/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 декабря 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Малышевой Н.Н., Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев 22.01.08 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.07.07 по делу N А21-3018/2007 (судья Гелеверя Т.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "БалтВторРесурс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду (далее - Инспекция) от 19.01.07 N 486 и об обязании устранить допущенные нарушения прав налогоплательщика путем возврата на расчетный счет налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за сентябрь 2006 года в сумме 1 799 925 рублей.
Решением суда от 31.07.07 требования Общества удовлетворены. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт.
Податель жалобы считает, что Общество не подтвердило права на применение налоговых вычетов и возмещение из бюджета НДС поскольку по требованию налогового органа не представило документы в обоснование налоговых вычетов и доказательств ведения раздельного учета затрат по операциям, подлежащим налогообложению по налоговым ставкам 0 процентов и по ставке 18%.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Общество 20.10.06 представило в Инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2006 года, указав к возмещению 1 799 925 руб. налога.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной Обществом декларации, по результатам которой вынесла решение от 19.01.07 N 486 об отказе Обществу в возмещении указанной суммы НДС.
Общество не согласилось с решением Инспекции и обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, признал, что заявителем выполнены все требования законодательства о налогах и сборах для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Суд кассационной инстанции, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Право налогоплательщика на возмещение НДС и порядок реализации этого права при осуществлении экспортных операций установлены пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение сумм НДС, уплаченных при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ), налогоплательщик должен представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов и документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ. На основании этих документов налоговый орган обязан не позднее трех месяцев со дня их представления принять решение о возмещении сумм налога путем зачета или возврата либо об отказе (полностью или частично) в его возмещении, проверив обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
При этом общий порядок применения налоговых вычетов, в том числе при налогообложении по ставке 0 процентов, установлен в статье 172 НК РФ. Согласно пункту 1 этой статьи (в редакции, действующей с 01.01.06) налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих документов. В соответствии с пунктом 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, установленные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговый орган соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, и на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ.
Следовательно, право налогоплательщика на возмещение налога в связи с реализацией товаров на экспорт при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0 процентов обусловлено фактами приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления экспортных операций и реального экспорта, подтвержденного документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.
Факты экспорта и поступления экспортной выручки налоговым органом не оспариваются. В решении по результатам камеральной налоговой проверки налоговая инспекция признала соответствие документов налогоплательщика требованиям статьи 165 НК РФ.
Изучив представленные в налоговый орган и материалы дела документы, судебные инстанции пришли к выводу о том, что заявителем соблюдены требования статьи 165 НК РФ и подтверждено право на возмещение НДС при налогообложении по ставке 0 процентов.
Налоговый орган обязан провести проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Для проведения проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие его право на налоговые вычеты, дополнительные сведения и соответствующие объяснения. Налоговый орган вправе также получить необходимые сведения у иных лиц, располагающих информацией о деятельности налогоплательщика. Налогоплательщик - экспортер, соответственно, обязан представить в налоговый орган не только документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, но и истребованные инспекцией документы, подтверждающие право на применение налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций, в том числе счета-фактуры, выставленные продавцами при реализации товаров (работ, услуг), первичные документы, подтверждающие факт приобретения и принятия на учет товаров (работ, услуг).
Представленные налогоплательщиком документы должны быть надлежащим образом оформлены и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает определенные правовые последствия.
Судом первой инстанции установлено, что Общество вместе с декларацией по ставке 0 процентов за сентябрь 2006 года направило в Инспекцию полный пакет документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ. Документы исследованы налоговым органом, право Общества на применение налоговой ставки 0 процентов признано законным и обоснованным.
В подтверждение обоснованности вычетов по НДС Общество представило договоры с поставщиками продукции, впоследствии отправленной на экспорт, надлежащим образом оформленные счета-фактуры, товарные накладные и акты приема-передачи товара, а также платежные поручения и выписки банка, что подтверждено реестр документов с отметкой налогового органа об их принятии от 17.01.07.
Как отметил суд первой инстанции, факты уплаты Обществом НДС поставщикам товара (работ, услуг) и его экспорта, а также наличие первичных бухгалтерских документов Инспекцией не оспариваются. При оценке первичных документов (счетов-фактур, платежных документов) суд первой инстанции сделал вывод, что налоговые вычеты также подтверждены заявителем.
Согласно пункту 1 статьи 153 НК РФ налогоплательщики, применяющие различные налоговые ставки при реализации товаров, должны определять налоговую базу отдельно по каждому виду товаров, облагаемых по разным ставкам.
Исходя из пункта 6 статьи 166 НК РФ, сумма налога по операциям реализации товаров, облагаемым на основании пункта 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
Пункт 3 статьи 172 НК РФ содержит не специальные правила определения суммы вычетов по экспортным операциям, а дополнительные условия, при соблюдении которых налогоплательщик вправе заявить вычеты по таким операциям.
Закон не связывает право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям с применением налоговых вычетов и ведением раздельного учета "входного" НДС, который позволял бы правильно определить ту сумму налога, которая относится к операциям, облагаемым НДС по ставке 0 процентов. Однако по настоящему делу налогоплательщик, заявив право на применение ставки 0 процентов по экспортным оборотам, предъявил к вычетам НДС.
Правила раздельного учета сумм "входного" НДС при реализации товаров на экспорт Налоговым кодексом Российской Федерации не определены. Следовательно, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать методику ведения учета "входного" НДС и закрепить ее в приказе об учетной политике.
Приказом от 01.02.06 N 4 (л.д. 117, том 2) налогоплательщик утвердил учетную политику организации на 2006 год, согласно которому предусмотрено ведение раздельного учета операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению.
Общество определяло налоговые вычеты, приходящиеся на экспортные операции и операции на внутреннем рынке пропорционально выручке, полученной от соответствующих операций в общем объеме выручки. Расчет долей НДС, приходящихся на экспорт, произведен Обществом за спорный налоговый период в соответствии с принятой им учетной политикой, и порядок расчета не противоречит нормам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обоснованность отнесения налоговых вычетов в этой сумме к спорному налоговому периоду не оспаривается Инспекцией. Налоговые вычеты заявлены в по спорным операциям по мере подтверждения права на применение ставки 0 процентов по отдельно взятым ГТД. Инспекций не исследовался вопрос о правильности принятой Обществом учетной политики, соответствии примененного Обществом расчета доли НДС, подлежащей вычетам по экспортным операциям, условиям учетной политики, утвержденной налогоплательщиком, размере налогового вычета. Данное обстоятельство не было и основанием отказа в возмещении НДС.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал решение оспариваемое решение недействительным и обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав налогоплательщика путем возврата на расчетный счет НДС за сентябрь 2006 года в сумме 1 799 925 руб.
Доводы, приведенные Инспекцией в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для отмены судебного акта и удовлетворения жалобы Инспекции нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.07.07 по делу N А21-3018/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
Н.Н. Малышева |
|
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.1 ст.153 НК РФ налогоплательщики, применяющие различные налоговые ставки при реализации товаров, должны определять налоговую базу отдельно по каждому виду товаров, облагаемых по разным ставкам.
ИФНС отказала налогоплательщику в применении налоговых вычетов и возмещении НДС по экспортным операциям, поскольку он не представил обосновывающие их документы и доказательства ведения раздельного учета затрат по операциям, подлежащим налогообложению по налоговым ставкам 0 % и 18%.
В соответствии с п.4 ст.176 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2006 г.) для подтверждения права на возмещение сумм НДС, уплаченных при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подп.1 п.1 ст.164 НК РФ), налогоплательщик должен представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 % и документы, предусмотренные п.1 ст.165 НК РФ.
Общий порядок применения налоговых вычетов установлен в ст.172 НК РФ, согласно п.3 которой (в редакции, действовавшей в 2006 году) при приобретении товаров, реализуемых на экспорт, вычеты производятся только при представлении в налоговый орган соответствующих документов, предусмотренных ст.165 НК РФ, и на основании отдельной налоговой декларации, указанной в п.6 ст.164 НК РФ.
Правила раздельного учета сумм "входного" НДС при реализации товаров на экспорт НК РФ не определены. Следовательно, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать методику ведения учета "входного" НДС и закрепить ее в приказе об учетной политике.
Как установил суд, факты экспорта и поступления экспортной выручки, а также предоставления всех документов, предусмотренных ст.165 НК РФ, налоговым органом не оспариваются. Налогоплательщиком предоставлен приказ об утверждении учетной политики, согласно которому он определял налоговые вычеты, приходящиеся на экспортные операции и операции на внутреннем рынке пропорционально выручке, полученной от соответствующих операций в общем объеме выручки.
При этом ИФНС не исследовала вопрос о правильности принятой налогоплательщиком учетной политики, соответствии примененного расчета доли НДС, подлежащей вычетам по экспортным операциям, ее условиям, а также о размере налогового вычета. Данные обстоятельства не указывались как основание отказа в возмещении НДС.
На основании изложенного суд счел неправомерным действия ИФНС и обязал ее возместить НДС налогоплательщику.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 января 2008 г. N А21-3018/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника