Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 февраля 2008 г. N А56-23653/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Клириковой Т.В., Любченко И.С.,
при участии от закрытого акционерного общества "Перспективные технологии плюс" Ильина И.В. (доверенность от 23.01.2008), Марченко О.А. (доверенность от 23.01.2008), от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге Юрковой Т.С. (доверенность от 09.01.2008 N 72-04-45/2),
рассмотрев 05.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2007 (судья Гранова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2007 (судьи Шульга Л.А., Зотеева Л.В., Фокина Е.А.) по делу N А56-23653/2007,
установил:
Закрытое акционерное общество "Перспективные технологии плюс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (далее - Управление) от 12.07.2007 N 40-07/354 о назначении Обществу административного наказания на основании части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 17.09.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.11.2007, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что, несвоевременно представив в банк паспорта сделки справку о подтверждающих документах, заявитель совершил правонарушение предусмотренное частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Общества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, во исполнение обязательств по контракту от 28.03.2006 N 112/50051126/0032, заключенному с белорусским покупателем, в ноябре 2006 года Общество вывезло за пределы таможенной территории Российской Федерации товар (волоконно-оптические компоненты) на основании международной товарно-транспортной накладной от 04.11.2006 N 0174, товарной накладной от 01.11.2006 N 4350 и счета-фактуры от 01.11.2006 N 4350.
Справку о подтверждающих документах в отношении вывоза товара экспортер представил в уполномоченный банк 29.12.2006.
Основываясь на том, что Общество нарушило установленный пунктом 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) срок представления справки о подтверждающих документах, Управление постановлением от 12.07.2007 N 40-07/355 привлекло заявителя к административной ответственности за несвоевременное представление форм учета и отчетности по валютным операциям (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ). Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 40 000 руб.
Суд первой инстанции установил наличие в действиях экспортера состава правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Однако, с учетом допущенного Управлением существенного нарушения порядка привлечения к административной ответственности, суд признал оспариваемое постановление административного органа незаконным.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции о незаконности постановления Управления, указав на отсутствие события вменяемого Обществу административного правонарушения.
Кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы Управления с учетом следующего.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 24 Закона Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
В пункте 4 статьи 5 Закона указано, что единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Кроме того, в силу подпункта 2 пункта 3 статьи 23 Закона Центральным банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Реализуя свои полномочия, Центральный банк Российской Федерации утвердил Инструкцию от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положение N 258-П, которыми определены порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам.
В частности, согласно пунктам 2.1, 2.2 и 2.4 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы). Подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них; 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Вместе с тем Положением N 258-П и Инструкцией N 117-И для резидентов не установлены единые формы учета и отчетности по валютным операциям, что подтверждено и самим полномочным органом - Центральным банком Российской Федерации в письме от 26.07.2007 N 04-31-2/3178.
Единые формы учета и отчетности по валютным операциям установлены Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее - Указание N 1950-У), вступившим в силу с 27.01.2008. Пунктом 1.3 Указания N 1950-У справка о подтверждающих документах включена в состав единых форм учета и отчетности по валютным операциям.
Таким образом, на момент возникновения у Общества обязанности по представлению в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, а также вынесения судами обжалуемых судебных актов данная справка не была отнесена действовавшим законодательством к единым формам учета и отчетности по валютным операциям, за несоблюдение порядка и сроков представления которых пунктом 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения (часть 1 статьи 1.7 КоАП РФ).
С учетом изложенного апелляционный суд правомерно указал на то, что событие правонарушения, совершение которого вменяется Обществу административным органом, отсутствовало, а следовательно, у Управления не имелось законных оснований для вынесения оспариваемого постановления и привлечения экспортера к административной ответственности.
Кроме того, суды оценили допущенное Управлением нарушение порядка привлечения к административной ответственности, выразившееся в рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие представителя Общества, которое не было надлежащим образом уведомлено о времени и месте такого рассмотрения, признали его существенным и указали на такое нарушение как на предусмотренное пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ самостоятельное основание для отмены постановления Управления от 12.07.2007 N 40-07/355.
В силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вывод судов первой и апелляционной инстанций не подлежит переоценке судом кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы Управления.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2007 по делу N А56-23653/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 февраля 2008 г. N А56-23653/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника