Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 февраля 2008 г. N А26-2650/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Бухарцева С.Н., Матлиной Е.О.,
рассмотрев 29.01.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сортавальской таможни на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.07.2007 (судья Зинькуева И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2007 (судьи Борисова Г.В., Фокина Е.А., Шульга Л.А.) по делу N А26-2650/2007,
установил:
Закрытое акционерное общество "РОСТЭК-Сортавала" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Сортавальской таможни (далее - Таможня) от 26.04.2007 по делу об административном правонарушении N 10223000-91/2007, которым заявитель привлечен к административной ответственности на основании части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 24.07.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.11.2007, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты. Податель жалобы считает, что материалами дела подтверждается несоответствие объема товара, задекларированного Обществом к вывозу, его фактическому объему, а следовательно, в действиях заявителя имеется состав вменяемого ему правонарушения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество, являясь таможенным брокером, представило в Таможню грузовую таможенную декларацию (далее - ГТД) N 10223010/190307/0001567, в которой к вывозу заявлен товар - пиломатериалы обрезные еловые объемом 29,95 куб. м (ГОСТ 8486-86, ГОСТ 6782.1-75, ГОСТ 24454-80).
В ходе досмотра товара таможенный орган установил, что фактический объем пиломатериалов составляет 34,2 куб. м, то есть на 4,25 куб. м больше заявленного в декларации.
Недекларирование по установленной форме товара (4.25 куб. м пиломатериалов), подлежащего декларированию, послужило основанием для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Оспариваемым постановлением Таможни на таможенного брокера наложен административный штраф в размере однократной стоимости товара, явившегося предметом правонарушения, что составило 22 217 руб.
Кассационная коллегия считает, что суды правомерно признали незаконным постановление о привлечении Общества к административной ответственности, и не находит оснований для удовлетворения жалобы Таможни с учетом следующего.
Согласно статье 123 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247, 391 ТК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта.
В случае установления в ходе проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств факта неверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров для таможенных целей (пункт 5 статьи 372 ТК РФ).
В силу части 1 статьи 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Как установлено судами и следует из материалов дела (в том числе акта таможенного досмотра пиломатериалов N 10223030/210307/000110, протокола заседания суда первой инстанции, писем таможенного органа), при замере пиломатериалов и определении их объема Таможня руководствовалась теми же ГОСТами, на которые имеется ссылка в ГТД N 10223010/190307/0001567 (ГОСТы 6782.1-75 и 24454-80).
Пунктом 2 ГОСТа 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры" предусмотрены номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов.
Согласно пункту 5 ГОСТа 24454-80 "номинальные размеры пиломатериалов по толщине и ширине установлены для древесины влажностью 20 %. При влажности древесины более или менее 20 % фактические размеры толщины и ширины должны быть более или менее номинальных размеров на соответствующую величину усушки по ГОСТ 6782.1-75".
В пункте 7 ГОСТа 24454-80 приведены предельные отклонения от номинальных размеров пиломатериалов.
В рассматриваемом случае в составленной отправителем товара - ООО "ЮС-ВУД" спецификации и в оформленной таможенным брокером ГТД (с дополнениями) указаны номинальные размеры пиломатериалов (толщина, ширина, длина) по ГОСТу 24454-80, в скобках указаны допустимые величина усушки и предельные отклонения этих размеров; с учетом номинальных размеров исчислен объем пиломатериалов, который указан отправителем в спецификации а затем и Обществом при декларировании товара.
Из акта таможенного досмотра спорного товара видно, что в ходе досмотра таможенным органом произведен замер фактических длины, ширины и толщины пиломатериалов - досок, находящихся в 15 пакетах. Основываясь на полученных в результате замера значениях, которые по ряду показателей превысили максимально допустимые отклонения размеров пиломатериалов, и количестве досок в каждом пакете, Таможня определила объем каждого пакета и приняла за объем всего товара сумму объемов пакетов.
Между тем при исчислении объема досматриваемого товара таможенным органом не были приняты во внимание положения ГОСТов 24454-80 и 6782.1-75, устанавливающие допустимые отклонения размеров пиломатериалов, что воспрепятствовало правильному определению объема незадекларированного Обществом товара. В рассматриваемом случае Таможне следовало определить превышение фактических размеров пиломатериалов над максимально допустимыми и, исходя из этой разницы, установить объем предмета правонарушения - незадекларированных пиломатериалов, который по смыслу статьи 26.1 КоАП РФ входит в предмет доказывания по данному административному делу.
С учетом изложенного необоснованным является и размер наложенного на Общество административного штрафа, который согласно части 1 статьи 16.2 КоАП РФ исчисляется в размере, кратном стоимости предмета административного правонарушения.
Таким образом, таможенным органом не установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, не подтвержден размер наложенного на заявителя административного штрафа, а следовательно, суды обоснованно признали незаконным и отменили оспариваемое постановление Таможни от 26.04.2007.
Кассационная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения жалобы ответчика.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.07.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2007 по делу N А26-2650/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Сортавальской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
С.Н. Бухарцев |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 февраля 2008 г. N А26-2650/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника