Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 февраля 2008 г. N А56-44386/2006
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 сентября 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 декабря 2007 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2008 года.]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Кирейковой Г.Г., Рудницкого Г.М.,
при участии от Министерства финансов Российской Федерации Заирова Д.Г. (доверенность от 22.01.2008), от открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком" Клиориной Е.С. (доверенность от 27.12.2007), от Комитета по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга Макорты Г.А. (доверенность от 24.12.2007 N 020-094/908), от Комитета финансов Санкт-Петербурга Карпина Д.М. (доверенность от 09.01.2008 N 01-02/223),
рассмотрев 31.01.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2007 (судья Жбанов В.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2007 (судьи Горшелев В.В., Горбик В.М., Попова Н.М.) по делу N А56-44386/2006,
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов РФ), Санкт-Петербургу в лице Комитета по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга (далее - Комитет по труду) о взыскании 553 989,59 руб. убытков, образовавшихся в результате предоставления в 2004 году льгот по абонентской плате за пользование телефоном на основании Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон об инвалидах).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил заявленные требования и просил взыскать 553 989,59 руб. убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий" (далее - ГУ "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий").
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга Ленинградской области от 11.12.2006 к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет финансов Санкт-Петербурга (далее - Комитет финансов).
Решением от 25.05.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.11.2007, из казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 250 860,59 руб. убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот, в удовлетворении остальной части иска отказано. В кассационной жалобе Министерство финансов РФ, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 25.05.2007 и постановление апелляционного суда от 13.11.2007 и отказать в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов РФ.
В отзывах на кассационную жалобу Общество и Комитет по труду просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Министерства финансов РФ поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Общества, Комитета по труду и Комитета финансов, считая их несостоятельными, возражали против удовлетворения жалобы.
ГУ "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителяф в заседание кассационной инстанции не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, истец в 2004 году в соответствии со статьей 28 Закона об инвалидах предоставлял отдельным категориям граждан льготы по оплате абонентской платы за пользование телефоном.
Возникшие в связи с предоставлением льгот у Общества убытки возмещены не были, что и послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования к Министерству финансов РФ частично, суд первой инстанции исходил из того, что истец доказал факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов, а средств, выделенных из федерального бюджета на компенсацию данных расходов, оказалось недостаточно. Суд первой инстанции указал на неправомерность включения в размер исковых требований суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Оставляя решение от 25.05.2007 без изменения, апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 28 Закона об инвалидах (в редакции, действовавшей до 05.12.2007) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
Согласно пунктам 18 и 19 статьи 4 Закона об инвалидах (в редакции, действовавшей до 05.12.2007) установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
Порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот (далее - Правила), действие которых было продлено на 2004 год.
В силу пункта 2 Правил финансирование расходов, понесенных операторами связи в связи с предоставлением услуг связи инвалидам, имеющим льготы по оплате услуг связи в соответствии с Законом об инвалидах, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами и инвалидами, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
В подтверждение факта предоставления льгот в виде 50-ти процентной скидки по абонентской плате за пользование телефоном в заявленный период, а также размера понесенных в связи с этим расходов истец представил списки лиц, получивших льготу по оплате услуг связи в соответствии с Законом об инвалидах в 2004 году. В подтверждение названного факта также были представлены акты сверки расчетов, подписанные Обществом и Комитетом по труду. Поскольку в данных актах указаны фамилии и инициалы инвалидов, реквизиты документов, удостоверяющих личность и подтверждающих право на льготы, номера телефонов, а также размер расходов, понесенных истцом, суды обеих инстанций правильно расценили эти акты как допустимые доказательства для подтверждения факта предоставления указанных льгот. Размер расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот, установлен судами на основании актов сверки расчетов и составляет 250 860,59 руб. (без учета НДС). Данная сумма представляет собой расходы по оказанию истцом услуг связи инвалидам, сведения о которых имеются в базе данных ГУ "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий". Эти расходы не были возмещены истцу. Согласно названным актам сверки расчетов по данным Комитета по труду убытки в размере 413 362,13 руб. (без учета НДС) уже возмещались Обществу.
Поскольку Министерство финансов РФ не представило доказательств выделения в 2004 году денежных средств на реализацию льгот, предусмотренных Законом об инвалидах, в достаточном размере либо нецелевого использования указанных средств федерального бюджета иными лицами, суды обеих инстанций правомерно удовлетворили исковые требования в части подтвержденных актами сверки расчетов убытков истца, взыскав эти убытки за счет казны Российской Федерации.
Суды обеих инстанций правильно указали на неправомерность включения суммы НДС в размер взыскиваемых истцом убытков.
Объекты налогообложения НДС определены пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации. Возмещение убытков, прнесенных в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, объектом налогообложения НДС не является.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали во взыскании денежной суммы, составляющей размер НДС, а также суммы убытков истца, не подтвержденной представленными документами.
Нормы материального и процессуального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к принятию неправильного решения (постановления), не допущено, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2007 по делу N А56-44386/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
|
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 февраля 2008 г. N А56-44386/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника