Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 февраля 2008 г. N А56-5813/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 января 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Ломакина С.А., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Транспортный лизинг" Трофименко А.Г. (доверенность от 01.10.2007 N 01/10-1-2007). Рыбиной Е.Ю. (доверенность от 01.08.2007 N 03/07-1-207), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу Масловой Е.С. (доверенность от 20.09.2007 N 20-05/24358),
рассмотрев 07.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2007 по делу N А56-5813/2007 (судья Градусов А.Е.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Транспортный лизинг" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 02.02.2007 N 6140398 в части привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), доначисления 1 192 500 руб. налога на доходы и соответствующих пеней, а также 2 180 990 руб. налога на добавленную стоимость и соответствующих пеней.
Решением суда от 12.10.2007 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представители Общества отклонили их.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения Обществом налогового законодательства за период с 14.01.2004 по 31.12.2005.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 27.12.2006 N 6140398 и принято решение от 02.02.2007 N 6140398 о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ. Указанным решением заявителю также доначислены налоги и пени.
Основанием для доначисления сумм налога на добавленную стоимость, соответствующих пеней и штрафа послужили выводы Инспекции о том, что Общество в нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ при выбытии основных средств не уменьшило налоговые вычеты на 2 180 990 руб. и не отразило эти данные в текущей налоговой декларации. Заявителю также доначислены налог на доходы, соответствующие пени и штраф в связи с применением им налоговой ставки в размере 5 процентов при исчислении налога с доходов, полученных в виде дивидендов, выплачиваемых иностранной организации от источника в Российской Федерации.
Общество не согласилось с решением Инспекции и оспорило его в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя по эпизоду, связанному с доначислением налога на добавленную стоимость, суд указал, что Кодексом не установлена обязанность налогоплательщика восстанавливать в налоговой декларации суммы налога на добавленную стоимость и уплачивать их в бюджет в отношении имущества, ранее приобретенного для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.
В кассационной жалобе по данному эпизоду Инспекция указывает на то, что суммы налога, принятые к вычету по локомотиву, выбывшему по причине повреждения по вине открытого акционерного общества "Российские железные дороги", подлежат восстановлению и уплате в бюджет в размере 2 180 990 руб.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что жалоба Инспекции не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2005 году) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса (за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ), или для перепродажи.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении основных средств и (или) нематериальных активов, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.
В пункте 2 статьи 170 НК РФ приведен перечень случаев, при которых суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, и учитываются в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг). Установлено также, что в случае принятия налогоплательщиком сумм налога, указанных в этом пункте, к вычету и возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, эти суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
В решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2006 N 10652/06 указано, что согласно статье 23 Кодекса на налогоплательщике лежит обязанность уплачивать законно установленные налоги. Следовательно, обязанность по уплате в бюджет ранее правомерно принятой к зачету суммы налога должна быть предусмотрена законом.
Пункт 3 статьи 170 Кодекса предусматривает случаи, при которых суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению.
Выбытие основного средства по причине повреждения его по вине третьего лица не относится к числу случаев, перечисленных в пункте 3 статьи 170 Кодекса.
Таким образом, нормы статей 170, 171 и 172 НК РФ (в редакции, действовавшей как в 2005 году, так и после 01.01.2006) не предусматривают обязанности налогоплательщиков восстановить суммы налога на добавленную стоимость при выбытии основного средства по причине его повреждения по вине третьего лица.
Инспекция не оспаривает, что Общество правомерно в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 НК РФ предъявило к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные им при приобретении имущества, которое использовалось для осуществления операций, признаваемых нормами главы 21 Кодекса объектами налогообложения. Не оспаривает налоговый орган и факт выбытия указанного имущества по причине его повреждения. То обстоятельство, что основные средства списаны с баланса до истечения срока их использования (полной амортизации), не предусмотрено нормами главы 21 Кодекса (в том числе статьей 145 и пунктами 2 и 3 статьи 170 НК РФ) как основание для восстановления и уплаты в бюджет сумм налога на добавленную стоимость, ранее правомерно принятых к вычету.
При таких обстоятельствах у Инспекции отсутствовали законные основания для восстановления Обществу ранее правомерно принятых к вычету сумм налога на добавленную стоимость по основным средствам.
Удовлетворяя требования заявителя по эпизоду, связанному с исчислением налога с доходов, полученных в виде дивидендов, суд исходил из того, что заявитель на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 правомерно применил ставку в размере 5 процентов.
В кассационной жалобе по данному эпизоду Инспекция указывает на то, что иностранной организацией не выполнено условие о минимальной доле участия в капитале Общества для применения ставки в размере 5 процентов. При этом налоговый орган ссылается на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26.06.2003 N 04-06-06/КИПР.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что жалоба Инспекции не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок исчисления, удержания и перечисления налоговым агентом налога с доходов, выплачиваемых иностранной организации, урегулирован главой 25 Кодекса.
При этом объектом налогообложения по налогу на прибыль для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 НК РФ. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 309 Кодекса к таким доходам относятся дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российских организаций.
Статья 310 НК РФ устанавливает особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 310 НК РФ исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производится по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 312 НК РФ при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.
При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр заключено Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 (далее - Соглашение от 05.12.1998).
Согласно подпункту "а" пункта 2 статьи 10 указанного Соглашения дивиденды могут также облагаться налогом в том Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, является резидентом другого Государства, то взимаемый таким образом налог не должен превышать:
a) 5 процентов от общей суммы дивидендов, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании сумму эквивалентную не менее 100 000 долларов США;
b) 10 процентов от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях. Как видно из материалов дела и установлено судом, иностранная организация "KINGBRIDGE HOLDING LTD" (резидент Республики Кипр) приобрела в период с января по февраль 2004 года долю в размере 100 процентов от уставного капитала Общества номинальной стоимостью 60 000 руб.
В дальнейшем единственным участником "KINGBRIDGE HOLDING LTD" принято решение об увеличении уставного капитала Общества путем внесения дополнительного вклада оборудованием.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства увеличения уставного капитала Общества, в результате которого его капитал превысил сумму эквивалентную 100 000 долларов США, соответствующие решения утверждены решениями единственного участка от 11.06.2004 N - 7 и от 31.08.2004 N 9.
Довод налогового органа о необходимости соблюдения условия о минимальной доли участия в капитале на момент первоначального приобретения 100 процентов уставного капитала Общества в январе-феврале 2004 года правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку, как правильно указал суд, Соглашение от 05.12.1998 не содержит положений, предусматривающих применение пятипроцентной ставки исключительно в случае, если лицо становится владельцем доли в капитале компании в результате осуществления однократной инвестиции в капитал компании в размере не менее 100 000 долларов США.
Суд кассационной инстанции также не принимает ссылки Инспекции на письмо Министерства финансов Российской федерации от 26.06.2003 N 04-06-06/КИПР.
В указанном письме сообщается, что по итогам двухсторонних консультаций между компетентными органами России и Кипра достигнуто общее понимание, что "прямое вложение" подразумевает приобретение акций компании на первичном размещении, приобретение акций непосредственно у компании во время последующих выпусков, а также покупку акций компании на вторичном рынке.
Требование о "прямом вложении" может быть соблюдено как в момент формирования уставного капитала (при передаче имущества в оплату уставного капитала организации при ее учреждении), так и в момент любых последующих инвестиций.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 23.10.2006 N 03-08-05 отмечено, что Соглашение от 05.12.1998 не содержит положений, предусматривающих, что применение норм подпункта "а" пункта 2 статьи 10 Соглашения от 05.12.1998 возможно исключительно в случае, если лицо становится владельцем доли в капитале компании в результате осуществления однократной инвестиции в капитал компании в размере не менее 100 000 долларов США.
Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что лицо, участвующее в капитале компании - резидента другого государства, может достигнуть минимального размера вложения в капитал, равного 100 000 долларов США, как в результате осуществления однократной инвестиции соответствующего объема, так и в результате нескольких инвестиций. Ставка в размере 5 процентов подлежит применению с момента достижения вложения в капитал 100 000 долларов США.
Суд первой инстанции правомерно признал, что иностранной организацией выполнены требования пункта 1 статьи 312 НК РФ и Общество правомерно удержало налог с выплаченного иностранному учредителю дохода по ставке в размере 5 процентов.
Поскольку решение суда по данному эпизоду принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, у кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения жалобы налогового органа.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 2 Информационного письма от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", с Инспекции следует взыскать 1 000 рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2007 по делу N А56-5813/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу в доход бюджета 1 000 рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
С.А. Ломакин |
|
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст.171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму НДС на налоговые вычеты.
Налогоплательщик обжаловал решение налогового органа о доначислении НДС.
Основанием для его принятия послужил вывод налогового органа о том, что налогоплательщик ошибочно не восстановил ранее принятый к вычету НДС по выбывшему имуществу.
Суд, рассмотрев дело, не усмотрел в действиях налогоплательщика нарушений законодательства.
Как установил суд, налогоплательщик использовал локомотив, который впоследствии был выведен из эксплуатации в связи с его повреждением в результате виновных действий третьих лиц. Ранее налогоплательщик правомерно принял НДС к вычету по данному объекту основного средства.
По мнению суда, НК РФ не возлагает обязанности на налогоплательщика восстанавливать НДС по основному средству, выбывшему из эксплуатации по причине его повреждения третьими лицами. Так как п.3 ст.170 НК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда происходит восстановление НДС, ранее принятого к вычету.
На основании изложенного, суд удовлетворил заявление налогоплательщика.
Суд кассационной инстанции оставил решение нижестоящего суда без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 февраля 2008 г. N А56-5813/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника