Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 февраля 2008 г. N А56-39963/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Блиновой Л.В., Кочеровой Л.И., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Санкт-Петербургу Иванова В.И. (доверенность от 06.08.2007) и Окуловской И.Н. (доверенность от 18.02.2008 N 02-04/02793), от Федерального государственного унитарного предприятия "Ленинградский механический завод имени Карла Либкнехта" Литвинова В.А. (доверенность от 09.01.2008) и Балакирева В.В. (доверенность от
09.01.2008),
рассмотрев 18.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2007 по делу N А56-39963/2006 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Ленинградский механический завод имени Карла Либкнехта" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 16.08.2006 N 02/822 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; акта выездной налоговой проверки от 21.07.2006 N 02/822; требований от 16.08.2006 N 9636 об уплате налога и N 1999 об уплате налоговых санкций.
Решением суда от 21.06.2007 ненормативные акты инспекции частично признаны недействительными. В части оспаривания акта выездной налоговой проверки производство прекращено.
Постановлением от 07.11.2007 апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции от 21.06.2007, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
Признать недействительными ненормативные акты инспекции:
- решение от 16.08.2006 N 02/822 в части доначисления: налога на прибыль, пени и штрафа по эпизодам: а) непринятия затрат по аннулированным заказам; б) невключения во внереализационные расходы платы за превышение предельно допустимого сброса по качеству сточных вод; в) непринятия расходов, связанных с мероприятиями по мобилизационной подготовке; налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 6 945 414,6 руб., пени и штрафа соразмерно указанной сумме;
- требования от 16.08.2006 N 9636 и 1999 в части вышеуказанных эпизодов.
В части оспаривания акта выездной налоговой проверки производство по делу прекратить.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить принятые судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований полностью. Податель жалобы указал на то, что согласно разъяснениям Министерства Финансов Российской Федерации, изложенным в письме от 18.07.2005 N 03-04-11/163, операции по реализации имущества используемого государственным унитарным предприятием, в том числе осуществляемые в принудительном порядке, являются объектом обложения НДС, поэтому предприятие в нарушение пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) неправомерно не уплатило НДС за 2002-2004 годы с выручки от продажи имущества через Службу судебных приставов (пункт 2.1 мотивировочной части решения инспекции). Кроме того, по мнению налогового органа, предприятие неправомерно отнесло к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 2002-2004 годы затраты на проведение работ по мобилизационной подготовке (пункт 1.13 мотивировочной части решения инспекции). Инспекция считает, что согласно пункту 65 Приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к последующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском учете как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение периода к которому они относятся.
В отзыве на жалобу предприятие просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы жалобы, а представители предприятия просили оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекция совместно со старшим оперуполномоченным ОРЧ N 19 УНП ГУВД СПб и ЛО провела выборочную выездную налоговую проверку соблюдения предприятием налогового законодательства за период с 01.01.2002 по 31.12.2004, в том числе правильности исчисления и полноты уплаты налога на прибыль и НДС, о чем составила акт от 21.07.2006 N 02/822.
По результатам проверки с учетом представленных налогоплательщиком возражений инспекция приняла решение от 16.08.2006 N 02/822 о привлечении предприятия к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль за 2003-2004 годы в виде 619 316,66 руб. штрафа и НДС за 2003-2004 годы - в виде взыскания 1 044 612,04 руб. штрафа. Этим решением предприятию также предложено уплатить 6 945 414,60 руб. НДС и 2 678 825,29 руб. пеней за его несвоевременную уплату, а также 3 096 583,32 руб. налога на прибыль и 724 075,55 руб. пеней по нему.
На основании принятого решения инспекция выставила предприятию требования от 16.08.2006 N 9636 об уплате налога и N 1999 об уплате налоговых санкций.
Предприятие оспорило ненормативные акты налогового органа в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что суд, удовлетворяя требования общества в части признания недействительными пунктов 1.13 и 2.1 мотивировочной части решения инспекции от 16.08.2006 N 02/822, правомерно исходил из следующего.
В ходе проверки инспекция установила завышение внереализационных расходов на 7 327 592,86 руб. на проведение работ по мобилизационной подготовке. По мнению инспекции, в нарушение пункта 1 статьи 252 и статьи 265 НК РФ налогоплательщик не представил договоры, счета, накладные, акты выполненных работ, платежные поручения. По мнению инспекции, произведенные работы носят подготовительный характер по отношению к выполнению работ по государственным контрактам, и эти затраты являются расходами будущих периодов.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, под которой понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных затрат.
Пунктом 1 статьи 265 НК РФ установлено, что в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности, расходы, не подлежащие компенсации из бюджета, на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана (подпункт 17 пункта 1 статьи 265 НК РФ).
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Закон N 31-ФЗ) предусмотрена обязанность организаций выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации. Названным Законом установлено также, что к имуществу мобилизационного назначения относятся объекты мобилизационного назначения и все виды мобилизационных резервов, необходимые для выполнения мобилизационных заданий, доводимых в установленном порядке до организаций на основании мобилизационного плана экономики Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что заявитель относится к предприятиям оборонно-промышленного комплекса и в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 31-ФЗ может по согласованию с федеральными органами исполнительной власти нести расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, не подлежащие компенсации из бюджетов, которые включаются во внереализационные расходы.
В силу статьи 1 указанного закона под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения, удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
В 2004 году предприятие осуществляло работы по мобилизационной подготовке: 1) восстановление и подготовка производства изделия ЗВБМ17-1 (сумма затрат -1 132 044,60 руб.); 2) подготовка производства изделий Свинец-2, Грифель-2 (сумма затрат - 6 195 543,26 руб.).
План проведения работ по мобилизационной подготовке, выполняемых за счет собственных средств предприятия на 2004 год утвержден Федеральным агентством по промышленности 19.08.2004 в соответствии с формой N 4, утвержденной Положением о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки, утвержденным Минэкономразвития РФ, Минфином РФ и МНС РФ от 02.12.2002 N ГГ-181, 13-6-5/9564. БГ-18-01/3.
Затраты по мобилизационной подготовке, отнесенные к внереализационным расходам, осуществлялись за счет собственных средств заявителя на оснований Плана проведения работ по мобилизационной подготовке, а не бюджетных средств, в связи с чем судом обоснованно отклонен довод инспекции об отсутствии договора с заказчиком, счетов, накладных.
Объем затрат, произведенных за счет собственных средств предприятия, утвержден по итогам 2004 года актами постоянной технической комиссии заявителя.
В силу пункта 1 статьи 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.
Суды первой и апелляционной инстанций в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив в совокупности и взаимосвязи все представленные в материалы дела доказательства, пришли к обоснованному выводу о том, что предприятие правомерно отнесло к расходам по налогу на прибыль понесенные в 2004 году затраты на проведение работ по мобилизационной подготовке.
При проверке инспекция установила, что предприятие в нарушение пункта 1 статьи 146, пункта 3 статьи 38, пункта 1 статьи 168 и пункта 1 статьи 154 НК РФ не включило в базу облагаемую НДС и не исчислило налог от реализации основных средств через Службу судебных приставов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения НДС.
Суммы, поступившие от реализации имущества, в том числе реализованного через Службу судебных приставов, включены предприятием во внереализационный доход, что подтверждается карточками счетов 91, 71, а также декларациями по налогу на прибыль.
Согласно представленному в материалы дела отчету организации, проводившей аукцион по продаже имущества, ООО "Торговый Дом "Чкаловский" реализовало имущество на суму 6 487 000 руб. с указанием проданных объектов предприятия, со ссылкой на реализацию в рамках исполнительного производства от 19.11.2001 N 6701/6 и на перечисление 6 162 650 руб. за минусом вознаграждения ООО "Торговый Дом "Чкаловский".
Из материалов дела видно, что при реализации арестованного имущества (недвижимости) заключались договоры с Российским Фондом Федерального имущества, в лице ООО "Торговый Дом "Чкаловский", и покупателями, согласно которым в стоимость имущества входил НДС. Согласно актам приема-передачи объектов недвижимости покупатели оплатили стоимость имущества в полном объеме, в том числе НДС, в связи с чем претензий у продавца - ООО "Торговый Дом "Чкаловский" нет.
Суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что НДС от реализации арестованного имущества должен быть уплачен в бюджет организацией, проводившей торги. С учетом того, что имущество предприятия реализовалось специализированной организацией с торгов в порядке исполнительного производства и налоговый орган не представил доказательств получения предприятием стоимости от реализации имущества с учетом НДС, у предприятия отсутствует обязанность по уплате в бюджет спорного налога.
Согласно пункту 4 статьи 161 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами за счет средств, полученных от продажи имущества, и налоговым агентом в таком случае являются организации, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.
В силу пункта 5 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от. исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
В пункте 5 статьи 174 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 13 Информационного письма от 22.12.2005 N 101 должник, на имущество которого обращалось взыскание, не является стороной договора купли-продажи, заключенного с лицом, выигравшим публичные торги.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод, что плательщиком НДС от реализации арестованного имущества в соответствующей части предприятие не является, следовательно, инспекция неправомерно доначислила ему НДС, начислила соответствующие пени и штраф по обжалуемому эпизоду.
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции. Каких-либо доводов о нарушении апелляционным судом норм материального или процессуального права при рассмотрении спора инспекцией не приведено.
Ввиду изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда от 07.11.2007 и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2007 по делу N А56-39963/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Судьи |
Л.В. Блинова |
|
Л.И. Кочерова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 февраля 2008 г. N А56-39963/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника