Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 февраля 2008 г. N А52-170/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 декабря 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Кустова А.А., Сосниной О.Г.,
при участии от Федеральное государственное унитарное предприятие "Псковское протезно-ортопедическое предприятие" Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Ивановой Н.А. (доверенность от 11.02.2008), Антиповой Т.Б. (доверенность от 11.02.2008),
от государственного учреждения - Псковского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Лучкова Г.М. (доверенность от 04.09.2007),
рассмотрев 13.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 28.05.2007 (судья Иванов Ю.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2007 (судьи Зайцева А.Я., Носач Е.В., Романова А.В.) по делу N А52-170/2007,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Псковское протезно-ортопедическое предприятие" Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к государственному учреждению - Псковскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) о взыскании 9 645 205 руб. 99 коп. задолженности, из них 9 466 692 руб. 24 коп. задолженности за оказанные услуги по обеспечению инвалидов и ветеранов протезами, ортезами и ортопедической обувью по государственному контракту от 02.02.2006 N 09-02 и 178 513 руб. 75 коп. задолженности за оказанные услуги по обеспечению инвалидов, ветеранов техническими средствами реабилитации по государственному контракту от 12.01.2006 N 10-02.
После уточнения исковых требований Предприятие просило взыскать 8 428 642 руб. 33 коп. задолженности по государственным контрактам от 02.02.2006 N 09-02 и от 12.01.2006 N 10-02 с Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) за счет казны Российской Федерации.
Определением от 19.03.2007 в качестве второго ответчика к участию в деле привлечен Минфин РФ; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Фонд социального страхования Российской Федерации.
Решением от 28.05.2007 с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Предприятия взыскано 8 428 642 руб. 33 коп. основного долга.
Предприятию из федерального бюджета возвращено 59 726 руб. государственной пошлины. В иске к Фонду отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 04.10.2007 решение изменено. С Минфина РФ за счет казны в пользу Предприятия взыскано 52 192 руб. 70 коп. расходов по государственной пошлине. Предприятию возвращено 7533 руб. 30 коп. излишне уплаченной государственной пошлины из федерального бюджета. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований за счет Фонда. По мнению подателя жалобы, Минфин РФ выполнил обязанность по передаче Фонду в 2006 году запланированных средств федерального бюджета для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. В случае недостаточности этих средств Фонд вправе произвести оплату по контрактам за счет средств, предусмотренных на указанные цели в 2007 году.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители Предприятия и Фонда не согласились с доводами, изложенными в жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятием (исполнитель) и Фондом (заказчик) заключены государственные контракты от 02.02.2006 N 09-02 и от 12.01.2006 N 10-02, по условиям которых Предприятие обязалось обеспечивать инвалидов, ветеранов протезами (кроме эндопротезов), ортезами, ортопедической обувью и техническими средствами реабилитации, а Фонд обязался производить своевременное и полное возмещение понесенных истцом расходов.
Согласно пунктам 1.3 указанных контрактов оплата по ним осуществляется за счет средств федерального бюджета.
По условиям контрактов основанием для обеспечения инвалидов, ветеранов протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации являются направления, выданные Фондом. Наименование, цена протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации, а также форма направлений согласованы сторонами в приложениях к контрактам.
Материалами дела подтверждается, сторонами не оспаривается, что Предприятие в 2006 году на основании направлений, выданных Фондом, изготовило и выдало инвалидам и ветеранам протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации на сумму 31 220 661 руб. 33 коп.
Наличие у Фонда перед Предприятием задолженности по контрактам в сумме 8 428 642 руб. 33 коп. послужило основанием для обращения Предприятия в суд с настоящим иском.
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) и Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон об инвалидах) предусмотрены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде обеспечения протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями, а также техническими средствами реабилитации.
В соответствии со статьей 10 Закона об инвалидах государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 10 Закона о ветеранах меры социальной поддержки, установленные Законом о ветеранах и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р.
Согласно пункту 17 правил обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 877 финансирование предусмотренными указанными правилами расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых на эти цели Фонду социального страхования Российской Федерации.
Судами установлено и сторонами не оспаривается, что выделенные из федерального бюджета в 2006 году средства, предусмотренные на указанные цели, Фондом израсходованы полностью в соответствии с целевым назначением, но их оказалось недостаточно.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 23) разъяснено, что в случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Пунктом 17 постановления N 23 разъяснено, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьями 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании статьи 1071 ГК РФ от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Поскольку органы государственной власти не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ на основании статей 16, 1069, 1071 ГК РФ,
Кассационная инстанция отклоняет довод Минфина РФ о том, что он не может отвечать по обязательствам, так как не является стороной контрактов по обеспечению отдельных категорий граждан протезами, протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации, поскольку обязанность государственных органов компенсировать данные расходы возникает в силу закона.
Довод Минфина РФ о выполнении им своих обязанностей в полном объеме в рамках лимитов бюджетных обязательств на 2006 год не может быть принят во внимание. Право требования возмещения с Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных решения и постановления, судами обеих инстанции не допущено, поэтому основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 28.05.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2007 по делу N А52-170/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
А.А. Кустов |
|
О.Г. Соснина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 февраля 2008 г. N А52-170/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника