Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 февраля 2008 г. N А66-4497/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Клириковой Т.В., Матлиной Е.О.,
при участии от открытого акционерного общества "Тверьстекло" Игнатова А.В. (доверенность от 17.12.2007 N 275/17),
рассмотрев 13.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2007 по делу N А66-4497/2007 (судьи Богатырева В.А., Виноградова Т.В., Чельцова Н.С.),
установил:
открытое акционерное общество "Тверьстекло" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области (далее - Управление) от 26.06.2007 N 68 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 18.07.2007 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.10.2007 решение суда отменено, постановление Управления от 26.06.2006 N 68 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление апелляционной инстанции, считая правомерным привлечение Общества к ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Представитель Управления, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно материалам дела Общество в соответствии с условиями контракта, от 26.06.2006 N 2/ВН, заключенного с фирмой Scholer Аnd Co. GmbH (Австрия), приобретало декоративные элементы для украшения электрических люстр (арт.3200/166 мм).
В ходе таможенного контроля по паспорту сделки N 06070007/1481/1527/2/0, оформленному по названному контракту в филиале Тверского отделения Сберегательного банка России N 8607, Тверская таможня установила, что справку о подтверждающих документах по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10115062/230806/0003871 Общество представило в уполномоченный банк с нарушением срока, установленного пунктом 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П).
Данные обстоятельства послужили основанием для составления старшим государственным таможенным инспектором по валютному контролю Пустовой И.П. протокола об административном правонарушении от 14.06.2007 N 10115000-135/2007.
Рассмотрев 26.06.2007 материалы административного дела, руководитель Управления вынес постановление N 68, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Общество оспорило указанное постановление административного органа в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, признав правомерным привлечение Общества к ответственности, установленной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку действующим законодательством справка о подтверждающих документах отнесена к формам учета и отчетности по валютным операциям.
Апелляционный суд не согласился с данными выводами, указав, что нормативными актами Центрального Банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) справка о подтверждающих документах не отнесена к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям и удовлетворил заявление.
Кассационная инстанция считает обжалуемое постановление законным и обоснованным.
Частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ). При этом в силу части 4 статьи 5 названного Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный Банк Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ Центральным Банком Российской Федерации также устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам).
Порядок представления в уполномоченный банк (банк паспорта сделки; далее - банк ПС) подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением N 258-П и Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И).
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 и 2.4 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, в установленном банком ПС порядке и согласованный с ним срок, не превышающий 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
По смыслу названных норм следует различать подтверждающие документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, и документы, являющиеся формами учета и отчетности по валютным операциям.
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И указана как документ, подтверждающий совершение валютной операции. К документам и информации указанной категории также относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Поскольку справка о подтверждающих документах нормами действующего в спорный период законодательства не отнесена к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, нарушение Обществом порядка оформления такой справки и срока ее представления в уполномоченный банк не образует объективной стороны вмененного ему административного правонарушения (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ).
Единые формы учета и отчетности по валютным операциям Центральный Банк России установил 10 декабря 2007 года Указанием N 1950-У, которым справки о подтверждающих документах отнесены к формам учета и отчетности по валютным операциям, осуществляемым резидентами. Однако в соответствии с пунктом 2 этого Указания оно вступает в законную силу только по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России" - 16 января 2008 года.
При таких обстоятельствах у Управления отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к ответственности, установленной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, что в силу части 2 статьи 211 АПК РФ является основанием для принятия судом решения о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Кассационная коллегия считает, что постановление суда апелляционной инстанции от 17.10.2007 вынесено с соблюдением норм как материального, так и процессуального права и оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2007 по делу N А66-4497/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 февраля 2008 г. N А66-4497/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника