Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 февраля 2008 г. N А42-7/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Коняевой Е.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от ОАО "Мурманский морской рыбный порт" Шабановой Н.В. (доверенность от 08.01.2008),
рассмотрев 19.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений города Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.07.2007 (судья Семенюк Е.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2007 (судьи Жиляева Е.В., Герасимова М.М., Марченко Л.Н.) по делу N А42-7/2007,
установил:
Комитет имущественных отношений города Мурманска (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с исками к открытому акционерному обществу "Мурманский морской рыбный порт" (далее - Общество) о взыскании 344 144 руб. 20 коп., в том числе 321 196 руб. 60 коп. долга и 22 947 руб. 60 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами (дело N А42-133/07), о взыскании 339 296 руб. 74 коп., в том числе 316 752 руб. 48 коп. долга и 22 544 руб. 26 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами (дело N А42-8/07), о взыскании 314 418 руб. 11 коп., в том числе 293 636 руб. 32 коп. долга и 20 781 руб. 79 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами (дело N А42-9/07), о взыскании 296 329 руб. 73 коп., в том числе 276 783 руб. 52 коп. долга и 19 546 руб. 21 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами (дело N А42-10/07), о взыскании 280 494 руб. 19 коп., в том числе 261 983 руб. 24 коп. долга и 18 510 руб. 95 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами (дело N А42-11/07), о взыскании 234 917 руб. 05 коп., в том числе 219 520 руб. 44 коп. долга и 15 396 руб. 61 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами (дело N А42-7/07), о взыскании 274 248 руб. 66 коп., в том числе 256 107 руб. 20 коп. долга и 18 141 руб. 46 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами (дело N А42-12/07), о взыскании 356 734 руб. 44 коп., в том числе 333 382 руб. 80 коп. долга и 23 351 руб. 64 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами (дело N А42-13/07), о взыскании 253 143 руб. 97 коп., в том числе 236 458 руб. 28 коп. долга и 16 685 руб. 69 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определениями суда от 13.02.2007 и от 09.06.2007 дела N А42-7/07, А42-8/07, А42-9/07, А42-10/07, А42-11/07, А42-12/07, А42-13/07, А42-133/07 и дело А42-1786/07 объединены в одно производство, делу присвоен номер А42-7/07.
Определением суда от 13.02.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены правительство Мурманской области и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Мурманской области.
Решением от 27.07.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.10.2007, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить обжалуемые судебные акты и иск удовлетворить, ссылаясь на то, что наделен полномочиями арендодателя земельных участков в границах г. Мурманска в соответствии с постановлением администрации г. Мурманска от 18.02.2003 N 109.
В судебном заседании Общества возразил против удовлетворения жалобы.
Правительство Мурманской области и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Мурманской области и Комитет о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрены в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов кассационная инстанция не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены.
Как следует из материалов дела, Комитет (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договоры от 31.07.2000 N 4205, от 18.02.1994 N 471, от 27.07.1993 N 203, от 28.02.1998 N 3225, от 18.02.1994 N 473, от 27.07.1993 N 216, от 27.07.1993 N 211, от 27.07.1993 N 202 и от 03.09.1993 N 267 аренды земельных участков площадью 7543 кв. м, 5714 кв. м, 5297 кв. м, 6500 кв. м, 4726 кв. м, 3960 кв. м, 4620 кв. м, 6014 кв. м и 5553 кв. м соответственно, для эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих Обществу на праве собственности.
Ненадлежащее исполнение Обществом обязательств по внесению арендной платы явилось основанием для обращения Комитета в арбитражный суд с настоящим иском.
В 2005 году на основании распоряжения Территориального управления по Мурманской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 30.12.2005 N 305 федеральное государственное унитарное предприятие "Мурманский морской рыбный порт" было приватизировано путем преобразования в открытое акционерное общество "Мурманский морской рыбный порт". В объекты приватизации вошло недвижимое имущество порта, кроме земельных участков.
Как установлено судами, земельные участки, являвшиеся объектами договоров аренды, входят в состав территории порта, границы которого были определены на основании акта от 03.06.1937 с приложением карты N 1914, во исполнение приказа Народного Комиссариата водного транспорта и Народного Комиссариата пищевой промышленности СССР от 07.06.1937 N 305/854 в соответствии с пунктами 9-11 Положения о землях предоставленных транспорту, утвержденного постановлением ЦИК и СНКСССР от 07.02.1933.
В силу статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации спорные земельные участки относятся к землям транспорта.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель транспорта.
В силу изложенных норм права спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации (статья 17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления, если законодательством не предусмотрено иное.
Поскольку спорные земельные участки являются собственностью Российской Федерации в силу закона и разграничения государственной собственности на данные земельные участки не требуется, то у Комитета не имелось полномочий распоряжаться ими.
В связи с этим отклоняется довод кассационной жалобы на наличие у Комитета указанных полномочий.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для их отмены, не допущено, поэтому обжалуемые решение и постановление следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.07.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2007 по делу N А42-7/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений города Мурманска - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
Е.В. Коняева |
|
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 февраля 2008 г. N А42-7/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника