Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 февраля 2008 г. N А05-6246/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01 февраля 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 января 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Нефедовой О.Ю., Шпачевой Т.В.,
при участии от федерального государственного унитарного предприятия "Северный рейд" Сафонова В.Н. (доверенность от 09.01.2008 N 18/3-1959),
рассмотрев 13.02.2008 в закрытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.08.2007 (судья Чурова А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2007 (судьи Богатырева В.А., Пестерева О.Ю., Чельцова Н.С.) по делу N А05-6246/2007,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Северный рейд" (далее - Предприятие, ФГУП "Северный рейд") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску (далее - Инспекция), выразившихся в невключении в график реструктуризации (решение от 26.02.2007 N 41/01074) суммы доначисленных по решению Инспекции от 12.10.2006 N 21-05/1059) 1443 555 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2003-2004 годы как подлежащих уплате не ранее 2013 года и принятии мер по взысканию данной суммы НДС в бесспорном порядке.
Решением суда первой инстанции от 07.08.2007 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 30.10.2007 решение суда от 07.08.2007 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявления.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
По результатам рассмотрения заявления ФГУП "Северный рейд" о предоставлении права на реструктуризацию и заключения Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 Предприятию предоставлено право на реструктуризацию задолженности в части задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом и по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами по состоянию на 01.01.2005, но не более размера задолженности по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности.
Во исполнение Постановления от 28.12.2006 ФГУП "Северный рейд" передало Инспекции проекты графиков реструктуризации по налогам, и налоговый орган решением о реструктуризации кредиторской задолженности Предприятия от 26.02.2007 N 41/01074 предоставил налогоплательщику право на реструктуризацию сумм налогов и соответствующих пеней в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
В период рассмотрения заявления ФГУП "Северный рейд" о предоставлении права на реструктуризацию налоговый орган провел выездную налоговую проверку деятельности налогоплательщика за 2003-2005 годы, по результатам рассмотрения материалов которой было принято решение от 12.10.2006 N 21-05/1059. Названным решением Инспекция доначислила Предприятию, в частности, 1 443 555 руб. НДС за февраль 2003 года и февраль, июнь, август и сентябрь 2004 года. ФГУП "Северный рейд" согласилось с доначислением данных сумм и направило в налоговый орган заявление о включении их в график сумм федеральных налогов, подлежащих реструктуризации. В то же время Инспекция направила Предприятию требования об уплате доначисленных по выездной проверке налогов, в том числе 1 443 555 руб. НДС, и приняло меры по принудительному взысканию этих сумм. При рассмотрении дела N А05-12585/2006-31 Арбитражный суд Архангельской области вынес определение от 15.11.2006 о принятии обеспечительных мер в виде приостановления исполнения решения налогового органа от 12.10.2006 N 21-05/1059.
После вступления в законную силу решения Арбитражного суда Архангельской области от 13.02.2007 по делу N А05-12585/2006-31 Инспекция отказала Предприятию во включении 1 443 555 руб. НДС в решение о реструктуризации кредиторской задолженности ФГУП "Северный рейд" от 26.02.2007 N 41/01074 (письмо от 08.06.2007 N 41-10з/05531) в связи с тем, что документы по данным суммам не рассматривались Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации, а следовательно, не подлежат реструктуризации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2006.
Предприятие не согласилось с отказом в реструктуризации и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невключении в решение от 26.02.2007 N 41/01074 задолженности по уплате НДС по состоянию на 01.01.2005, а также о принятии мер по бесспорному взысканию 1 443 555 руб. НДС.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление ФГУП "Северный рейд", признав бездействие налогового органа незаконными, и кассационная инстанция считает выводы судов соответствующими нормам действующего законодательства.
Согласно статье 191 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций Правительство Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
организует проведение учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности;
проводит реорганизацию стратегических предприятий и организаций;
осуществляет погашение образовавшейся в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа задолженности федерального бюджета перед стратегическими предприятиями и организациями, являющимися исполнителями работ по государственному оборонному заказу;
обеспечивает проведение реструктуризации задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) стратегических предприятий и организаций, являющихся исполнителями работ по государственному оборонному заказу, перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
содействует достижению соглашения стратегических предприятий и организаций с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления государственных гарантий;
проводит досудебную санацию стратегических предприятий и организаций в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом;
осуществляет иные направленные на предупреждение банкротства стратегических предприятий и организаций меры.
Предприятие включено в Перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.01.2004 N 22-р.
В развитие нормы статьи 191 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" Федеральным законом от 01.12.2006 N 197-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации в установленном им порядке в целях предупреждения банкротства стратегических организаций оборонно-промышленного комплекса и негативных последствий, связанных с реорганизацией или ликвидацией неплатежеспособных организаций, проводит инвентаризацию финансового состояния организаций, имеющих неудовлетворительную структуру баланса и признаки банкротства, с последующей разработкой и принятием мер государственной поддержки этих организаций.
В пункте 1 статьи 63 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) указано, что органом, в компетенцию которого входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов по федеральным налогам и сборам, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3 - 5 пункта 1 и пункта 2 статьи 63 НК РФ).
Из подпункта 5 пункта 1 статьи 63 НК РФ следует, что органом, в компетенцию которого входит принятие решений об изменении сроков уплаты НДС, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Решения об изменении сроков уплаты единого социального налога принимаются по согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 Предприятию предоставлено право на реструктуризацию задолженности, в том числе и по НДС, по состоянию на 01.01.2005. При этом конкретные суммы задолженности в названном постановлении не отражены. Более того, в специальном нормативном акте Правительства Российской Федерации указано, что дополнительные суммы налогов, доначисленные как по результатам проверок, так и самостоятельно установленные налогоплательщиками, подлежат включению в график реструктуризации стратегическим предприятиям и организациям и им предоставляется отсрочка их уплаты до последнего года графика погашения недоимок.
Кассационная коллегия считает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2006, основанным на положениях статьи 191 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", статьи 114.1 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" и статьи 63 НК РФ, ФГУП "Северный рейд" предоставлено право на реструктуризацию задолженности не только по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, отраженным в декларациях по федеральным налогам на дату направления им заявления в Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, но и по недоимкам, установленным в результате проверок налоговых органов или самостоятельно налогоплательщиком, но относящимся к налоговым периодам до 01.01.2005.
При таких обстоятельствах следует признать правомерными выводы судов о незаконности отказа Инспекции в включении в график реструктуризации кредиторской задолженности Предприятия 1 443 555 руб. НДС доначисленного ему за 2003-2004 годы (решение от 26.02.2007 N 41/01074).
Согласно статье 11 НК РФ недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная налогоплательщиком в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Погашение реструктурированной задолженности по налогам и сборам не относится к порядку исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов, который предусмотрен статьей 45 НК РФ, поскольку, как указано выше, порядок и сроки погашения этой задолженности регулируются специальными нормами.
Суммы реструктурированной задолженности могут считаться недоимками в случае их неуплаты в установленные графиком сроки. В данном случае факт ненадлежащего исполнения ФГУП "Северный рейд" графика погашения задолженности по налогам и сборам Инспекцией не установлен.
Налоговым органом не учитывается и то обстоятельство, что в силу статьи 191 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", статьи 114.1 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 основной целью урегулирования кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом путем ее реструктуризации является их финансовое оздоровление, в том числе и возможность получения ими дополнительных оборотных средств.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими нормам налогового и бюджетного законодательства, а также фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для удовлетворения жалобы налогового органа нет.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.08.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2007 по делу N А05-6246/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
О.Ю. Нефедова |
|
Т.В. Шпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 февраля 2008 г. N А05-6246/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника