Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 февраля 2008 г. N А05-9238/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Подвального И.О., Хохлова Д.В.,
при участии от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области Юсупова Т.А. (доверенность от 10.10.2007 N 24-01-21/27),
рассмотрев 26.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2007 (судьи Виноградова Т.В., Богатырева В.А., Чельцова Н.С.) по делу N А05-9238/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Архангельский траловый флот" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области (далее - Управление) от 28.08.2007 N 11-07/99-ФС, 11-07/100-ФС, от 29.08.2007 N 11-07/106-ФС, от 30.08.2007 N 11-07/110-ФС, которыми Обществу назначено административное наказание на основании части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Определениями Арбитражного суда Архангельской области от 17.09.2007 заявления Общества приняты к производству по делам N А05-9246/2007, А05-9251/2007, А05-9248/2007 и А05-9238/2007 соответственно. Определениями суда от 27.09.2007 перечисленные дела объединены в одно производство с присвоением делу N А05-9238/2007.
Решением суда первой инстанции от 27.09.2007 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 28.11.2007 решение от 27.09.2007 отменено, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление от 27.09.2007. Податель жалобы считает, что, несвоевременно представив в банк паспорта сделки справки о подтверждающих документах, заявитель совершил правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В отзыве на жалобу Общество просит постановление апелляционного суда без изменения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в качестве принципала заключило с иностранными компаниями агентские соглашения от 01.10.2004 N 21/176, от 10.02.2006 N 21/16 и 16.05.2006 N 21/46, согласно которым агенты обязались от имени и за счет принципала за вознаграждение совершать по его поручению юридические и иные действия по обслуживанию судов Общества на территориях иностранных государств.
В рамках соглашения от 01.10.2004 N 21/176 иностранный контрагент Общества выставил ему инвойсы от 11.08.2006 N 2006/300 на сумму 11 092,20 датских крон, от 13.08.2006 N 2006/311 на сумму 8 959,20 датских крон и от 14.08.2006 N 2006/315 на сумму 29 529,20 датских крон. Справку о подтверждающих документах в отношении данных валютных операций Общество представило в уполномоченный банк 27.10.2006. Кроме того, принципалу был выставлен инвойс от 23.02.2007 N 2006/612 на сумму 233 867,82 норвежских крон, при этом справка о подтверждающих документах в отношении этой валютной операции представлена Обществом в уполномоченный банк 27.03.2007.
В соответствии с соглашением от 10.02.2006 N 21/16 иностранный контрагент выставил принципалу инвойсы от 24.11.2006 N 2006/473 на сумму 133 786,20 норвежских крон и от 27.11.2006 N 2006/632 на сумму 220 753, 55 норвежских крон. Справку о подтверждающих документах в отношении данных валютных операций Общество представило в уполномоченный банк 27.03.2007.
В рамках соглашения от 16.05.2006 N 21/46 иностранный контрагент Общества выставил ему инвойс от 22.11.2006 N 255-06 на сумму 37 647,40 датских крон. Справку о подтверждающих документах в отношении валютной операции Общество представило в уполномоченный банк 28.03.2007.
Основываясь на том, что при представлении перечисленных справок о подтверждающих документах заявитель нарушил сроки их представления в уполномоченный банк, установленные пунктом 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П), которые истекли 15.09.2006, 15.03.2007 и 15.12.2006 соответственно, Управление постановлениями от 30.08.2007 N 11-07/110-ФС, от 28.08.2007 N 11-07/99-ФС, 11-07/100-ФС и от 29.08.2007 N 11-07/106-ФС привлекло заявителя к административной ответственности за несоблюдение установленных порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ). Каждым из постановлений на Общество наложен административный штраф в сумме 40 000 руб.
Суд первой инстанции отказал Обществу в признании постановлений Управления незаконными, сделав вывод о правомерном привлечении заявителя к административной ответственности.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявление Общества, указав на отсутствие событий вменяемых ему правонарушений.
Кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы Управления с учетом следующего.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков' хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 24 Закона Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
В пункте 4 статьи 5 Закона указано, что единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Кроме того, в силу подпункта 2 пункта 3 статьи 23 Закона Центральным банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Реализуя свои полномочия, Центральный банк Российской Федерации утвердил Инструкцию от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положение N 258-П, которыми определены порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам.
В частности, согласно пунктам 2.1, 2.2 и 2.4 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них; 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Вместе с тем Положением N 258-П и Инструкцией N 117-И для резидентов не установлены единые формы учета и отчетности по валютным операциям, что подтверждено и самим полномочным органом - Центральным банком Российской Федерации в письме от 26.07.2007 N 04-31-2/3178.
Единые формы учета и отчетности по валютным операциям установлены Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее - Указание N 1950-У), вступившим в силу с 27.01.2008. Пунктом 1.3 Указания N 1950-У справка о подтверждающих документах включена в состав единых форм учета и отчетности по валютным операциям.
На данное положение Указания N 1950-У и ссылается податель жалобы в подтверждение обоснованности привлечения заявителя к административной ответственности, не принимая во внимание правовую норму, содержащуюся в части 1 статьи 1.7 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.
В рассматриваемом случае на момент возникновения у Общества обязанности по представлению в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах, а также вынесения судами решения и постановления по делу такая справка не была отнесена действовавшим законодательством к единым формам учета и отчетности по валютным операциям, за несоблюдение порядка и сроков представления которых пунктом 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность.
С учетом изложенного следует признать, что события правонарушений, совершение которых вменяется Обществу административным органом, отсутствовали, а следовательно, у Управления не имелось законных оснований для вынесения оспариваемых постановлений и привлечения заявителя к административной ответственности.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия считает, что постановление апелляционного суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2007 по делу N А05-9238/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
И.О. Подвальный |
|
Д.В. Хохлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2008 г. N А05-9238/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника