Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 февраля 2008 г. N А13-26/2007-29
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 декабря 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 26.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.10.2007 по делу N А13-26/2007-29 (судья Виноградов О.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Телеантенна" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), муниципальному образованию "Город Череповец" в лице финансового управления мэрии города Череповца, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании 59 320 руб. расходов, возникших в результате предоставления в 2004 году льгот по оплате услуг за пользование коллективной телевизионной антенной во исполнение Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ), Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1).
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Комитет социальной защиты населения города Череповца, Военный комиссариат Вологодской области, Управление Федеральной службы безопасности по Вологодской области, прокуратура Вологодской области.
Решением от 18.10.2007 иск Общества удовлетворен, с Российской Федерации за счет средств ее казны в пользу Общества взыскано 59 320 руб.
В иске к Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области, муниципальному образованию "Город Череповец" в лице финансового управления мэрии города Череповца, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить решение и вынести новый судебный акт об отказе в иске. По мнению подателя жалобы, средства на реализацию льгот могли поступить в Вологодскую область через Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации. Вместе с тем суд не исследовал вопрос о том, поступали ли в Вологодскую область средства на финансирование льгот через названные силовые ведомства. В обоснование доводов жалобы Минфин РФ ссылается на пункт 4 Порядка финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которому финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот и выплатой компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, налоговой полиции, таможенной и фельдъегерской служб, а также пенсионерам из числа указанных лиц, подвергшимся радиационному воздействию, производится федеральными органами исполнительной власти, в системе которых законодательством предусматривается военная служба, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службой Российской Федерации, Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на эти цели отдельной строкой в сметах расходов на их содержание.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в 2004 году предоставляло 50-процентную льготу во исполнение Закона N 5-ФЗ и Закона N 1244-1.
В связи с этим у истца возникли расходы, невозмещение которых в полном объеме послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот и размер заявленных к возмещению расходов подтверждаются материалами дела и не оспариваются ответчиком.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 10 Закона N 5-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, расходы на оплату услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 14 Закона N 1244-1 в редакции, действовавшей в спорный период, гражданам, подвергшимся радиации, гарантируется оплата занимаемой общей площади в домах государственного и муниципальных фондов, а также в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, в размере 50 процентов квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а также предоставление скидки в размере 50 процентов с установленной платы за пользование телефоном, радио, коллективными телевизионными антеннами (кроме спутниковых) и за их установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
В соответствии со статьей 5 Закона N 1244-1 финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. Порядок финансирования расходов, в том числе порядок компенсации организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, местным органам власти и управления расходов, связанных с реализацией Закона, в части норм, отнесенных к их компетенции, устанавливается Правительством Российской Федерации, если не оговорено иное.
Порядок финансирования расходов, связанных с реализацией Закона N 1244-1, который действовал в период предоставления льгот, утвержден постановлением Правительства от 24.04.1996 N 506.
Согласно пункту 1 названного Порядка финансирование расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2002 N 310 утверждены Правила предоставления и расходования средств, выделяемых из Фонда компенсаций на реализацию Закона N 1244-1 (постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85 и от 14.02.2004 N 80 действие Правил было продлено на 2003 и 2004 годы).
В соответствии с пунктом 2 названных Правил предоставление субсидий осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" установлено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Таким образом, взыскание с Российской Федерации возможно только в том случае, если установлено, что средства из федерального бюджета на реализацию льгот, предусмотренных федеральном законодательством, субъекту Российской Федерации не выделялись или их оказалось недостаточно.
Материалы дела свидетельствуют о том, что выделенных Вологодской области средств оказалось недостаточно для осуществления обязанности по возмещению организациям убытков в рамках реализации установленных названными законами льгот. Все средства, поступившие в бюджет муниципального образования, были распределены между организациями, предоставляющими льготы.
Поскольку Минфин РФ не представил доказательств выделения из федерального бюджета средств в достаточном размере, а факт нецелевого использования предоставленных средств не доказан, то суд пришел к правильному выводу о необходимости компенсации расходов организации за счет средств федерального бюджета.
Довод подателя жалобы о том, что суд не исследовал, передавались ли через силовые ведомства Вологодской области средства на реализацию льгот, материалами дела не подтверждается, поскольку судом установлено, что названным ведомствам средства на реализацию указанных льгот не передавались.
Таким образом, при вынесении обжалуемых судебных актов суд всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные сторонами доказательства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального и процессуального права. Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.10.2007 по делу N А13-26/2007-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
О.Г. Соснина |
|
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2008 г. N А13-26/2007-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника