Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 февраля 2008 г. N А26-4523/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 января 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Михайловской Е.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.10.2007 по делу N А26-4523/2007 (судья Курчакова В.М.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Лубнев Сергей Александрович обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением (с учетом уточнения требований) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия (далее - налоговая инспекция) и Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия (далее - Управление) о признании недействительными решения налоговой инспекции от 18.05.2007 N 08-18/9811 и решения Управления от 14.06.2007 N 20-09/06469, а также об обязании налоговой инспекции произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Определением суда от 04.09.2007 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сегеже Республики Карелия (далее - Управление ПФ).
Решением суда первой инстанции от 12.10.2007 (с учетом определения об исправлении опечатки от 19.11.2007) оспариваемое решение налоговой инспекции признано недействительным, суд обязал налоговый орган возвратить предпринимателю 13 759 рублей излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В удовлетворении требования о признании недействительным решения Управления от 14.06.2007 N 20-09/06469 отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, указывая на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Налоговая инспекция, Управление, Управление ПФ и Лубнев С.А. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприниматель платежным поручением от 16.10.2006 N 305 перечислил 13 794 руб. 30 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии за сентябрь 2006 года, указав неправильный код бюджетной классификации - 18210202030061000160, предназначенный для страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии. Платежным поручением от 19.10.2006 N 311 страховые взносы в указанной сумме были перечислены на требуемый код бюджетной классификации - 18210202010061000160.
Предприниматель Лубнев С.А., установив, что у него имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 13 759 руб. 30 коп., направил в налоговую инспекцию заявление от 25.04.2007 N 8943 о возврате на его расчетный счет ошибочно уплаченных страховых взносов.
Решением от 18.05.2007 N 08-18/9811 налоговая инспекция отказала предпринимателю в осуществлении возврата (зачета) ошибочно уплаченных страховых взносов, сославшись на неналоговый характер данного платежа, а также на отсутствие у налоговых органов полномочий по проведению зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Указанное решение налогового органа обжаловано Лубневым С.А. в Управление, которое 14.06.2007 приняло решение N 20-09/06469 об оставлении жалобы предпринимателя без удовлетворения.
Лубнев С.А., посчитав решения налоговой инспекции и Управления незаконными, обжаловал их в арбитражный суд.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию. Пунктом 2 статьи 14 названного Закона на страхователей возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Согласно статье 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
В пункте 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 02.05.2006 N 73н), указано, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) поступлений плательщикам в срок не более трех рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты.
В соответствии с пунктом 30 названного Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Федеральная налоговая служба является администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", в редакции Федерального закона от 22.12.2005 N 176-ФЗ).
На это же указано и в приложении к приказу ФНС России от 21.04.2006 N САЭ-3-11/247@ "О закреплении полномочий администратора доходов бюджетной системы по главе 182 "Федеральная налоговая служба" за территориальными органами Федеральной налоговой службы", содержащем Перечень доходов, администрируемых территориальными органами Федеральной налоговой службы в 2006 году (строки 19-22 Перечня).
Из анализа указанных норм права следует, что налоговая инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Судом установлено и сторонами не оспаривается наличие у заявителя переплаты в сумме 13 759 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии (код бюджетной классификации 18210202030061000160).
Следовательно, суд пришел к правильному выводу о том, что налоговая инспекция незаконно отказалась возвратить предпринимателю 13 759 руб. излишне уплаченных страховых взносов, и правомерно возложил на налоговый орган обязанность возвратить предпринимателю 13 759 руб. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Поскольку дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции и отмены судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.10.2007 по делу N А26-4523/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
|
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2008 г. N А26-4523/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника