Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 февраля 2008 г. N А66-6235/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Клириковой Т.В., Любченко И.С.,
рассмотрев 26.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2007 (судьи Виноградова Т.В., Мурахина Н.В., Чельцова Н.С.) по делу N А66-6235/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Энергостальконструкция" (далее - ОАО "Энергостальконструкция", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области (далее - Управление) от 03.09.2007 N 80 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 27.09.2007 суд первой инстанции признал незаконным и отменил оспариваемое постановление. Суд апелляционной инстанции постановлением от 22.11.2007 оставил решение от 27.09.2007 без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление от 22.11.2007, по существу обжалуя и решение от 27.09.2007, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права.
По мнению подателя жалобы, справки о подтверждающих документах относятся к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, поскольку их форма, порядок и сроки представления установлены Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П).
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, Общество заключило с компанией "GEROCАSTER Ltd" (Британские Виргинские острова) контракт от 21.06.2006 N 242 на изготовление и поставку металлоконструкции здания ГЭС (далее - контракт), по которому в акционерном коммерческом банке "Тверьуниверсалбанк" оформлен паспорт сделки N 06060016/0777/0000/1/0.
В сентябре 2006 года с таможенной территории Российской Федерации по ГТД N 10115030/270906/0000604, ГТД N 10115030/290906/0000617 Обществом во исполнение контракта был вывезен товар. Акты выполненных работ на экспедиторские и транспортные услуги по контракту подписаны 30.09.2006.
В ходе проведенной Управлением проверки установлено, что Общество не представило в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах относительно актов выполненных работ в установленный срок, а именно до 15.10.2006. Фактически справки о подтверждающих документах представлены Обществом в уполномоченный банк 28.11.2006 и 16.03.2007.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ОАО "Энергостальконструкция" дела об административном правонарушении и составления протокола от 29.08.2007.
Постановлением от 03.09.2007 N 80 Управление признало Общество виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и назначило ему наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб. ОАО "Энергостальконструкция" оспорило данное постановление в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление Управления от 03.09.2007. Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения, установив отсутствие в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Кассационная коллегия считает выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными с учетом следующего.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ). В силу части 4 статьи 5 названного Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.
Пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что порядок представления' резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам) также устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Порядок представления в уполномоченный банк (банк паспорта сделки; далее - банк ПС) подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением N 258-П и Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И).
Согласно пункту 2.1 Положения N 258-П, принятого в соответствии с Законом N 173-ФЗ, в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном названным Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие, в частности, факт выполнения работ, оказания услуг (подтверждающие документы).
В пункте 2.2 Положения N 258-П указано, что резидент представляет подтверждающие документы в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, установленном приложением 1 к данному Положению.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения N 258-П справка и подтверждающие документы представляются резидентом в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг.
По смыслу названных норм следует различать информацию и подтверждающие документы, связанные с проведением валютных операций, и документы, являющиеся формами учета и отчетности по валютным операциям. Так, Положением N 258-П предусмотрен порядок представления резидентом в банк ПС документов, связанных с проведением валютных операций, то есть подтверждающих документов, с приложением справки о подтверждающих документах. Вместе с тем названным Положением и Инструкцией N 117-И для резидентов не установлены единые формы учета и отчетности по валютным операциям.
Таким образом, нормами законодательства, действовавшего в спорный период, справка о подтверждающих документах не была отнесена к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям. При таком положении, нарушение Обществом порядка оформления такой справки и срока ее представления в уполномоченный банк не образует объективной стороны вменяемого ему административного правонарушения.
Следовательно, у Управления отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ за представление в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах с нарушением срока, установленного Положением N 258-П, что в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для принятия судом решения о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Управления, а принятые по делу судебные акты считает законными.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 27.09.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2007 по делу N А66-6235/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу
Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2008 г. N А66-6235/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника