Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 марта 2008 г. N А56-20381/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Кирейковой Г.Г., Кирилловой И.И.,
рассмотрев 05.03.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Сланцевскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2007 (судья Цурбина СИ.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2007 (судьи Шульга Л.А., Зотеева Л.В., Фокина Е.А.) по делу N А56-20381/2007,
установил:
Конкурсный управляющий закрытого акционерного общества "Черновской леспромхоз" (далее - Общество) Бабенко Иван Владимирович обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Сланцевскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) по списанию 92 050 руб. 84 коп. с расчетного счета Общества и обязании налогового органа возвратить из бюджета 92 050 руб. 84 коп. неправомерно списанных денежных средств.
Решением от 19.09.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.12.2007, требования заявителя удовлетворены в полном объеме: суд признал незаконными действия Инспекции по списанию с расчетного счета Общества 92 050 руб. 84 коп. как не соответствующие статье 126, пункту 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), обязал Инспекцию возвратить Обществу из бюджета 92 050 руб. 84 коп. неправомерно списанных денежных средств.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление, отказать в удовлетворении требований, полагая, что вправе взыскивать во внесудебном порядке текущую задолженность Общества, возникшую после признания должника банкротом и открытия конкурсного производства.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2006 по делу N А56-56101/2005 Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Бабенко И.В.
Определением от 06.07.2007 срок конкурсного производства продлен на 6 месяцев.
Инспекция направила в адрес Общества требования об уплате налога от 30.01.2007 N 8697 и N 8698 со сроком исполнения до 14.02.2007; от 23.03.2007 N 9614 и N 9615 со сроком исполнения до 10.04.2007; от 23.04.2007 N 8 и N 9 со сроком исполнения до 08.05.2007.
В связи с неисполнением Обществом в добровольном порядке вышеуказанных требований налоговым органом на основании инкассовых поручений от 04.05.2007 и от 18.05.2007 с расчетного счета Общества списано 211 112 руб. 01 коп., из которых 92 050 руб. 84 коп. с установленным сроком уплаты после введения в отношении Общества конкурсного производства. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и Инспекцией не оспаривается.
Полагая, что при списании со счета денежных средств нарушены требования Закона о банкротстве, конкурсный управляющий Общества обратился в арбитражный суд с заявлением о признании действий налогового органа незаконными и о возврате необоснованно списанной суммы.
При разрешении спора судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 845 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом (статья 854 Кодекса).
Порядок погашения задолженности, в том числе по обязательным платежам налогоплательщика, в отношении которого введены процедуры банкротства, определяется Законом о банкротстве.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
Суд установил, что спорная задолженность по уплате налогов (пени) возникла у заявителя после признания его несостоятельным (открытия в отношении Общества процедуры конкурсного производства) и является текущей.
В соответствии со статьей 126 Закона о банкротстве со дня принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 названного Закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (пункт 1 статьи 134 Закона). Однако в силу специального указания пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном данной статьей (пункт 47 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). Данная норма является специальной относительно положений статьи 134 Закона о банкротстве и определяет порядок погашения обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, поэтому налоговый орган не вправе осуществлять меры, предусмотренные налоговым законодательством, в том числе статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, по принудительному взысканию задолженности. Вопрос о взыскании с предприятия текущих платежей по налогам, возникших после объявления предприятия банкротом и открытия конкурсного производства, должен решаться не 'налоговым органом путем взыскания недоимки в бесспорном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
Пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" установлено, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали законные основания для списания в безакцептном порядке денежных средств с расчетного счета Общества, в отношении которого открыто конкурсное производство. Такое списание нарушает принципы очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов, установленные Законом о банкротстве. При указанных обстоятельствах судебные инстанции правомерно удовлетворили требование конкурсного управляющего Общества и обязали Инспекцию возвратить 92 050 руб. 84 коп. неправомерно списанных денежных средств.
Суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно установили фактические обстоятельства, исследовали имеющиеся в деле доказательства и пришли к правильным выводам. Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального, права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены оспариваемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2007 по делу N А56-20381/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Сланцевскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
|
И.И. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 марта 2008 г. N А56-20381/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника