Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 февраля 2008 г. N А42-5110/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Боглачевой Е.В., Блиновой Л.В., при участии от Государственного областного учреждения здравоохранения особого типа "Медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв" Комитета по здравоохранению Мурманской области Дивинского А.Г. (доверенность от 27.08.2007), от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Бирюковой Н.Н. (доверенность от 11.01.08 N 01-14-27/1982), рассмотрев 27.02.08 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 31.10.07 года по делу N А42-5110/2007 (судья Белявская Е.Б.),
установил:
Государственное областное учреждение здравоохранения особого типа "Медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв" Комитета по здравоохранению Мурманской области (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция, налоговый орган) от 15.06.07 N 7927дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 31.10.07 требования Учреждения полностью удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, полученные Учреждением средства по договору N 1/5-МР за услуги по хранению материальных ценностей мобилизационного резерва медицинского назначения, являются выручкой от предпринимательской деятельности и должны в полном объеме включаться в состав доходов от реализации для целей исчисления налога на прибыль. Также инспекция считает, что реализация услуг по хранению материальных ценностей мобилизационного резерва не освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость, поскольку указанная операция не предусмотрена в перечне пункта 2 статьи 149 НК РФ. Кроме того, по мнению налогового органа, в данном случае не применим и подпункт 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ, поскольку Учреждение находится лишь в ведомственном подчинении органов исполнительной власти, а не в их составе.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Учреждения, считая кассационную жалобу необоснованной, просил оставить без изменения принятый по делу судебный акт.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку Учреждения по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за период с 01.01.05 по 31.12.05. Результаты проверки отражены в акте от 09.04.07 N 156.
В ходе налоговой проверки установлено, что Учреждение (исполнитель) по договору от 12.01.05 N 1/5-МР, заключенному с Северо-Западным Управлением Российского агентства по государственным резервам (далее - Управление Россрезерва), оказывало услуги последнему по хранению материальных ценностей мобилизационного резерва медицинского назначения. Затраты Учреждения в сумме 17 480 000 руб. Управление Россрезерва возместило исполнителю полностью в объеме выделенных целевых ассигнований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.04 N 876-48 "О государственном оборонном заказе на 2005 год", в соответствии с дополнительным соглашением N 2 к договору N 1/5-МР. Полученные Учреждением денежные средства инспекция посчитала выручкой от предпринимательской деятельности, которая должна включаться в состав доходов, учитываемых при налогообложении прибыли, а услуги по хранению -объектом налогообложения по НДС.
С учетом возражений налогоплательщика налоговым органом принято решение от 15.06.07 N 7927дсп о начислении Учреждению 36 628 руб. налога на прибыль за 2005 год, 1 865 086 руб. НДС за проверяемый период, 6 060 руб. и 452 026 руб. пени соответственно, а также о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату названных налогов в виде 380 343 руб. штрафа.
Не согласившись с решением налогового органа от 15.06.07, Учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд, указав, что Инспекция необоснованно произвела доначисления НДС с операций по реализации услуг по хранению материальных ценностей мобилизационного резерва, а также налога на прибыль, считая полученные Учреждением средства на обеспечение мероприятий по ответственному хранению материальных ценностей мобилизационного назначения выручкой от предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии у Учреждения объектов налогообложения по НДС и налогу на прибыль, поскольку деятельность заявителя по хранению материальных ценностей мобилизационного резерва связана исключительно с реализацией государственных функций по поддержанию обороноспособности страны и не является предпринимательской.
Кассационная инстанция считает решение суда правильным. В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
Согласно подпункту 4 пункту 2 статьи 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 31.05.96 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон "Об обороне") организация обороны включает в себя создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов.
В силу статьи 1 Федерального закона от 26.02.97 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Закон N 31-ФЗ) под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" специальных формирований (далее - специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Подпунктом 14 пункта 3 статьи 2 Закона N 31-ФЗ предусмотрено, что в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входит, в частности создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов.
Согласно статье 8 Закона N 31-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют и обеспечивают через соответствующие органы мобилизационную подготовку и мобилизацию, а также проводят во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов.
Постановлением Правительства Мурманской области от 22.07.04 N 249-ПП утверждено Положение о Комитете по здравоохранению Мурманской области (далее - Положение).
Согласно пункту 3.7.6 Положения Комитет по здравоохранению Мурманской области осуществляет в мирное время контроль за накоплением, содержанием и распределением мобилизационного резерва медицинского, санитарно-хозяйственного и другого имущества, необходимого для оснащения специальных формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, формирований и организаций медицинской службы гражданской обороны, а также для медицинского обеспечения населения.
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.7 Положения Комитет по здравоохранению Мурманской области является органом исполнительной власти Мурманской области, осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через органы и учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения области.
Согласно пункту 1.1 Устава Учреждения, утвержденного 28.03.05 Комитетом по здравоохранению Мурманской области, заявитель является государственным областным учреждением здравоохранения особого типа, находится в ведомственном подчинении Комитета по здравоохранению Мурманской области. Имущество собственника - Мурманской области (субъекта Российской Федерации) закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления. Предметом деятельности Учреждения является накопление, хранение, сбережение и освежение запасов материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации (пункт 2.2 Устава). Цель и виды деятельности Учреждения, указанные в пунктах 2.1 и 2.3 Устава согласуются с предметом деятельности заявителя и направлены исключительно на формирование, хранение и обслуживание материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации. Накопление, выпуск, освежение, заимствование, разбронирование и замена материальных ценностей мобилизационного резерва финансируется из федерального бюджета через систему Государственного резерва Российской Федерации (пункт 1.5 Устава, листы дела 41-51, том 2).
Предмет договора от 12.01.05 N 1/5-МР (листы дела 142-146, том 1), заключенного Учреждением с Северо-Западным Управлением Российского агентства по государственным резервам, об оказании услуг последнему по хранению материальных ценностей мобилизационного резерва медицинского назначения соответствует предмету, целям и видам деятельности Учреждения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, правильно применив нормы материального и процессуального права, сделал обоснованный вывод об отсутствии у Учреждения объекта налогообложения в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. В целях главы 25 НК РФ прибылью признаются полученные российской организацией доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
Статья 251 НК РФ содержит перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи не учитываются целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что уставной деятельностью Учреждения является накопление, хранение, сбережение и освежение запасов материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона от 29.12.94 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (далее - Закон N 79-ФЗ) расходы, связанные с поставкой, закладкой и ответственным хранением материальных ценностей мобилизационного резерва, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
С указанной нормой Закона N 79-ФЗ согласуется пункт 1.5 Устава Учреждения, которым предусмотрено финансирование расходов мероприятий по ответственному хранению материальных ценностей мобилизационного резерва предельным объемом финансирования из федерального бюджета.
Факт финансирования Учреждения из федерального бюджета и целевой характер финансирования установлен судом первой инстанции и подтверждается сметой доходов и расходов на 2005 год (листы дела 52-55, том 2), в которой перечислены расходы заявителя на финансирование мероприятий по содержанию и хранению материальных ценностей мобилизационного резерва медицинского назначения. Указанная смета не предполагает получение Учреждением прибыли в связи с осуществлением мероприятий по хранению материальных ценностей мобилизационного резерва.
Кроме того, факт финансирования Учреждения из федерального бюджета установлен судом по делам N А42-3812/2006, А42-3813/2006, А42-3819/2006. Согласно материалам названных дел целевое расходование Учреждением бюджетных средств в 2005 году проверялось Контрольно-счетной палатой Мурманской области. При таких обстоятельствах, довод налогового органа о том, что Учреждение не является получателем бюджетных средств, не принимается кассационной инстанцией.
Отчеты об исполнении сметы доходов и расходов по договору от 12.01.05 N 1/5-МР и акты о выполнении мероприятий мобилизационной подготовки в части хранения материальных ценностей мобилизационного резерва медицинского назначения (листы дела 56-90, том 2) подтверждают объем выполненных мероприятий, который соответствует объему выделенных целевых ассигнований и составляет 17 480 000 руб. Иных поступлений в 2005 году Учреждение не получало. Указанные обстоятельства не оспариваются налоговым органом. Бюджетные средства, поступившие в 2005 году, использованы заявителем на финансирование уставной деятельности, поэтому при налогообложении учитываться не должны.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии у Учреждения объекта налогообложения по налогу на прибыль.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (п.1 ч.1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 31.10.2007 по делу N А42-5110/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
|
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 февраля 2008 г. N А42-5110/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника