Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 марта 2008 г. N А05-9245/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Бухарцева С.Н., Любченко И.С.,
рассмотрев 03.03.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2007 по делу N А05-9245/2007 (судьи Маганова Т.В., Осокина Н.Н., Пестерева О.Ю.),
установил:
Открытое акционерное общество "Архангельский траловый флот" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области (далее - управление) от 29.08.2007 N 11-07/107-ФС о назначении обществу административного наказания на основании части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 16.10.2007 (судья Пигурнова Н.И.) обществу отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.12.2007 решение суда отменено. Оспариваемое постановление управления признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить постановление апелляционного суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению управления, общество правомерно привлечено к административной ответственности применительно к части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в связи с несвоевременным представлением в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах. Согласно Указанию Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее - Указание ЦБ РФ N 1950-У) соответствующая справка является формой учета по валютным операциям для резидентов, а следовательно, выводы апелляционной коллегии ошибочны.
В отзыве на жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения.
Представители управления и общества, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что 16.05.2006 общество (принципал) и фирма-нерезидент "SKIPАFELАGID FАROE SHIP LTD" (агент) заключили договор N 21/46, согласно которому агент за вознаграждение обязуется совершать по поручению принципала юридические и иные действия от имени и за счет принципала по обслуживанию судов принципала на территории Дании и Фарерских островов. В связи с этим 13.06.2006 обществом в уполномоченном банке (Архангельский филиал ОАО "Фондсервисбанк") открыт паспорт сделки N 06060002/2989/0001/4/0 к договору.
По результатам проверки соблюдения обществом валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования управление выявило нарушение заявителем установленного пунктом 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций (далее - Положение) срока представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов в связи с оказанием услуг по названному договору (контракту). По мнению управления, поскольку соответствующий подтверждающий документ (счет) оформлен в феврале 2007 года, справка о подтверждающих документах должна быть представлена обществом в уполномоченный банк не 28.03.2007, а не позднее 15.03.2007.
Постановлением управления от 29.08.2007 N 11-07/107-ФС общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде 40 000 руб. штрафа. Действия общества квалифицированы как несоблюдение установленных порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, установив наличие в действиях общества состава вмененного правонарушения и отклонив доводы заявителя о малозначительности деяния и повторности оспариваемого постановления.
Апелляционный суд посчитал, что в действиях общества отсутствуют признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном истолковании норм материального права, подлежащих применению в спорном периоде.
Объективную сторону административного правонарушения образуют несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ).
В соответствии с положениями части 4 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
При этом единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Вместе с тем согласно пункту 2 части 3 статьи 23 Закона Центральным банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам).
В спорный период порядок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением и Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".
Согласно пункту 2.1 Положения, принятого в соответствии с Законом; в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением, резидент в порядке, установленном Положением, представляет в банк, регулирующий порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (банк ПС), документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие, в частности, факт выполнения работ, оказания услуг (подтверждающие документы).
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению (пункт 2.2 Положения).
В соответствии с пунктом 2.4 Положения подтверждающие документы и справка представляются резидентом в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг.
По смыслу приведенных нормативных положений следует различать документы и информацию, связанные с проведением валютных операций (часть 4 статьи 23 Закона), и документы, являющиеся формами учета и отчетности по валютным операциям. В спорном периоде в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов Центральным банком Российской Федерации не установлены формы учета и отчетности по валютным операциям, равно как порядок и сроки их представления.
Поскольку в рамках спорных правоотношений справка о подтверждающих документах не была отнесена к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, нарушение обществом сроков представления данной справки не образует объективной стороны вмененного административного правонарушения (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ).
В силу пункта 1.3 Указания ЦБ РФ N 1950-У справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению, отнесена к формам учета по валютным операциям для резидентов, установленным компетентным органом (часть 4 статьи 5 Закона).
Однако ссылка подателя жалобы на Указание ЦБ РФ N 1950-У, действующее с 27.01.2008, не может быть принята во внимание, поскольку этот акт не имеет обратной силы и не применяется к спорным правоотношениям.
Основания для изменения либо отмены обжалуемого постановления отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2007 по делу N А05-9245/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
С.Н. Бухарцев |
|
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 марта 2008 г. N А05-9245/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника