Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 марта 2008 г. N А66-3388/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В.,
при участии от муниципального унитарного предприятия "Тверьстройзаказчик" Ерошевой В.А. (доверенность от 14.02.2008), директора Байды Н.Р. (постановление главы города Твери от 02.11.2004 N 3981); от Комитета по управлению имуществом Тверской области Смялковского П.Е. (доверенность от 25.09.2007), Платицыной А.И. (доверенность от 30.08.2007), прокурора Раздобреевой Н.Г. (удостоверение N 137412),
рассмотрев 05.03.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Тверьстройзаказчик" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2007 по делу N А66-3388/2007 (судьи Осокина Н.Н., Богатырева В.А., МагановаТ.В),
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Тверьстройзаказчик" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным отказа Комитета по управлению имуществом Тверской области (далее - Комитет), изложенного в письме от 05.03.2007 N 1292-09, в предоставлении заявителю в аренду земельного участка в кадастровых кварталах 69:40:0300161, 69:40:0300167 для строительства жилых домов по улице Георгиевской в Пролетарском районе города Твери. Заявитель также просил суд обязать Комитет предоставить ему в аренду для жилищного строительства земельные участки с кадастровыми номерами 69:40:0300161:0048 и 69:40:0300167:0099.
В дальнейшем Предприятие уточнило требования и попросило в связи с изменением кадастровых номеров названных участков предоставить ему в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 69:40:0300161:0073 и 69:40:0300167:0160.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Твери (далее - Администрация) и прокурор Тверской области.
Решением от 10.09.2007 (судья Пугачев А.А.) заявленные требования удовлетворены: суд признал оспариваемое решение недействительным и обязал Комитет в двухнедельный срок предоставить заявителю в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 69:40:0300161:0073 и 69:40:0300167:0160, расположенные по указанному адресу.
Постановлением апелляционного суда от 06.12.2007 решение от 10.09.2007 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель жалобы ссылается на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Администрация в отзыве на жалобу поддержала приведенные в ней доводы.
В отзывах на кассационную жалобу прокурор и Комитет, считая обжалуемое постановление законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а кассационную жалобу Предприятия - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Предприятия поддержали доводы жалобы, а представители Комитета и прокурор - доводы, приведенные в отзывах на нее.
Администрация, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направила, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением главы Администрации от 15.09.2005 N 3508 Предприятию на основании его заявления утвержден акт выбора и обследования площадки и предварительно согласовано место размещения объекта на земельном участке площадью 4,0 га под проектирование жилых домов по улице Георгиевской в Пролетарском районе, кадастровый квартал 69:40:0300161, 69:40:0300167, сроком на три года.
Распоряжениями Департамента управления имуществом и земельными ресурсами (далее - Департамент) от 05.02.2007 N 126 и от 26.02.2007 N 333 утверждены проекты границ земельных участков по улице Георгиевской в Пролетарском районе под проектирование и строительство жилых домов из земель населенного пункта г. Тверь, образованных из земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300167:0099 (кадастровый квартал 69:40:0300167) площадью 21 089 кв. м (под строительство жилого дома) и площадью 5892 кв. м (из земель общего пользования на период строительства), а также из земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300161:0048 (кадастровый квартал 69:40:0300161) площадью 3851 кв.м (под строительство жилых домов), площадью 1205 кв.м (из земель общего пользования на период строительства) и площадью 3529 кв.м (под земли общего пользования).
Согласно пункту 2 статьи 16 и статье 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1 "Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", вступившей в законную силу с 01.10.2005.
Пунктами 1 и 2 данной статьи в редакции Закона N 191-ФЗ установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 названного Кодекса.
Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ (далее - Закон N 232-ФЗ) в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесен ряд изменений, в том числе изложен в новой редакции пункт 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
В абзаце 4 пункта 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в редакции Закона N 232-ФЗ предусмотрено, что до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Руководствуясь названной нормой, Предприятие 27.02.2007 по почте направило Комитету заявление от 26.02.2007 N ПТО-114, в котором просило заключить с заявителем договор аренды земельного участка под строительство жилых домов по улице Георгиевской в Пролетарском районе (кадастровый квартал 69:40:0300161, 69:40:0300167). К заявлению Предприятие приложило копии устава, свидетельств о государственной регистрации и о постановке на налоговый учет, справку об отсутствии задолженности по арендной плате за земельные участки, копию постановления главы Администрации от 15.09.2005 N 3508 о предварительном согласовании места размещения объекта, копию акта выбора и обследования площадки, выкопировку из плана земель города Твери с местоположением испрашиваемого участка.
В письме от 05.03.2007 N 1292-09 Комитет отказал Предприятию в предоставлении в аренду земельного участка в названных кадастровых кварталах для жилищного строительства без проведения торгов, мотивировав свой отказ следующим: заявление Предприятия от 26.02.2007 N ПТО-114 поступило в Комитет 02.03.2007, то есть за пределами установленного абзацем 4 пункта 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в редакции Закона N 232-ФЗ срока; Предприятие в нарушение требований, установленных пунктом 5 статьи 30 и пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, не представило документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, а именно к заявлению не приложило кадастровую карту (план) испрашиваемого земельного участка.
Предприятие, полагая, что отказ Комитета в предоставлении земельного участка не соответствует нормам земельного законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с настоящим заявлением в суд. Предприятие считает, что оно выполнило все требования, предусмотренные статьями 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель ссылается на то, что земельные участки для строительства жилых домов в кадастровых кварталах 69:40:0300161 и 69:40:0300167 были сформированы и их границы утверждены надлежащими органами до 01.03.2007, но по вине Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области, которое нарушило сроки проведения государственного кадастрового учета земельных участков, установленные Федеральным законом "О государственном земельном кадастре", кадастровые карты (планы) участков были получены Предприятием только 01.03.2007, о чем Предприятие уведомило Комитет телефонограммой от 01.03.2007.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что отказ Комитета в предоставлении испрашиваемых Предприятием земельных участков под строительство неправомерен. Суд исходил из того, что Предприятию было предварительно согласовано место размещения объектов жилищного строительства до 01.10.2005, что заявитель выполнил все обязательства, возложенные на него постановлением главы Администрации от 15.09.2005 N 3508 и до 01.03.2007 обратился с заявкой в Комитет, что государственный кадастровый учет испрашиваемых участков был произведен на стадии предварительного согласования места размещения объектов, а задержка в получении кадастровых карт не является виной заявителя.
Апелляционный суд не согласился с данными выводами и посчитал, что Комитет правильно отказал Предприятию в предоставлении земельных участков для жилищного строительства.
Апелляционный суд указал на следующее. Поскольку заявка Предприятия на предоставление земельных участков поступила в Комитет после 01.03.2007, то Комитет не мог принять решение о предоставлении земельных участок в срок, указанный в пункте 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ. Кроме того, в силу пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, которые в силу статьи 29 того же Кодекса уполномочены решать вопросы о предоставлении для строительства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе в двухнедельный срок с момента поступления заявления принять решение о предоставлении земельного участка для строительства только при наличии приложенной к заявлению кадастровой карты (плана) земельного участка. Как видно из материалов дела, кадастровые карты испрашиваемых Предприятием земельных участков не были представлены в Комитет. Постановка на государственный учет земельных участков, о предоставлении которых заявлено настоящее требование, произведена только 01.03.2007, то есть после подачи Предприятием заявления.
Кассационная инстанция считает правильным вывод апелляционного суда об отсутствии у Комитета обязанности принять решение по заявлению Предприятия от 26.02.2007 о предоставлении ему земельных участков под строительство ввиду непредставления Предприятием как на момент направления заявки, так и на момент вынесения оспариваемого решения об отказе в предоставлении участков данных о государственном учете испрашиваемых земельных участков и их кадастровых карт.
Довод Предприятия о том, что отсутствие кадастровых карт на момент подачи заявки вызвано неправомерными действиями Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области, не может служить основанием для признания неправомерным оспариваемого отказа Комитета в предоставлении земельных участков. Кроме того, в заявлении от 26.02.2007 Предприятие просило предоставить ему земельный участок в кадастровых кварталах 69:40:0300161 и 69:40:0300167, а в уточненном заявлении просило суд обязать Комитет предоставить ему земельные участки с кадастровыми номерами 69:40:0300161:0073 и 69:40:0300167:0160. Между тем Комитет не принимал решения об отказе в предоставлении земельных участков с названными кадастровыми номерами.
При таком положении кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого постановления апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2007 по делу N А66-3388/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Тверьстройзаказчик" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 марта 2008 г. N А66-3388/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника