Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 марта 2008 г. N А05-7108/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 января 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Клириковой Т.В., Матлиной Е.О.,
при участии от федерального государственного унитарного предприятия "Центр судоремонта "Звездочка" Денисовой СВ. (доверенность от 14.08.2007 N 545/154-Д),
рассмотрев 04.03.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2007 по делу N А05-7108/2007 (судьи Мурахина Н.В., Богатырева В.А., Осокина Н.Н.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Машиностроительное предприятие "Звездочка" (после переименования -Федеральное государственное унитарное предприятие "Центр судоремонта "Звездочка"; далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области (далее - управление) от 20.06.2007 N 11-07/69-ФС о назначении предприятию административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Архангельская таможня.
Решением от 20.08.2007 суд отказал в удовлетворении заявления.
Постановлением от 15.11.2007 апелляционная инстанция отменила решение от 20.08.2007, признав незаконным и отменив постановление управления.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить постановление апелляционного суда. Податель жалобы считает, что справка о подтверждающих документах отнесена к формам учета и отчетности по валютным операциям.
В судебном заседании представитель предприятия возражал против удовлетворения жалобы.
Представители управления и Архангельской таможни, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, предприятие заключило с ОАО "Беларусьрезинотехника" - поставщик (Республика Беларусь) контракт от 16.12.2005 N 2006/49-14 на изготовление и поставку рукавов резиновых для газовой сварки и резки металлов, в связи с чем 28.03.2006 в филиале открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" Северодвинское отделение N 5494 (далее - уполномоченный банк) был оформлен паспорт сделки N 06030006/1481/0107/2/0 на сумму контракта 288 518 руб. 40 коп.
Согласно ведомости банковского контроля предприятием 19.04.2007 осуществлен платеж в размере 285 718 руб. 40 коп. Поставщиком в адрес предприятия 18.05.2006 поставлена продукция и товар принят по приходному ордеру от 25.05.2006 N 04197.
В ходе проверки соблюдения предприятием валютного законодательства главным государственным таможенным инспектором Северодвинского таможенного поста Архангельской таможни установлено, что в нарушение пункта 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) предприятие не представило в уполномоченный банк документы, подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, и справки о подтверждающих документах, то есть им не был соблюден установленный порядок представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении предприятия дела об административном правонарушении и составления протокола от 28.05.2007 N 10203000-143/2007.
Материалы административного дела Архангельская таможня передала в управление, которое вынесло постановление от 20.06.2007 N 11-07/69-ФС о назначении предприятию административного наказания в виде взыскания 40 000 руб. штрафа по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Предприятие оспорило данное постановление в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, указав, что предприятие в силу пункта 2.4 Положение N 258-П должно было представить в уполномоченный банк подтверждающие документы не позднее 16.07.2006.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, признав оспариваемое постановление управления незаконным в полном объеме, а также установил, что в действиях предприятия отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. При этом суд апелляционной инстанции не усмотрел в действиях управления нарушения порядка привлечения предприятия к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционной инстанции надлежит оставить без изменения.
Объективную сторону вмененного предприятию правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, образуют несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Рбссийской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
В силу части 4 статьи 5 названного Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.
Вместе с тем пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что Центральным банком Российской Федерации также устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам).
Порядок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением N 258-П и Инструкцией от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И).
Согласно пунктам 2.1, 2.2 и 2.4 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы). Подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них; 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
По смыслу названных норм следует различать информацию и подтверждающие документы, связанные с проведением валютных операций, и документы, являющиеся формами учета и отчетности по валютным операциям. Так, Положением N 258-П предусмотрен порядок представления резидентом в банк паспорта сделки документов, связанных с проведением валютных операций, то есть подтверждающих документов, с приложением справки о подтверждающих документах. Вместе с тем названным Положением и Инструкцией N 117-И для резидентов не установлены единые формы учета и отчетности по валютным операциям.
Такие формы Центральный Банк России установил 10 декабря 2007 года Указанием N 1950-У, которым справки о подтверждающих документах отнесены к формам учета и отчетности по валютным операциям, осуществляемым резидентами. Однако в соответствии с пунктом 2 этого Указания оно вступает в законную силу только по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России" -16 января 2008 года.
В данном случае на момент возникновения у предприятия обязанности по представлению в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах, а также принятия оспариваемого постановления по настоящему делу Указание N 1950-У не вступило в законную силу. Таким образом, нормами действующего в спорный период законодательства справка о подтверждающих документах не была отнесена к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, а следовательно, нарушение предприятием порядка оформления такой справки и срока ее представления в уполномоченный банк не образует объективной стороны вмененного ему административного правонарушения.
При таких обстоятельствах следует признать, что у управления отсутствовали правовые основания для привлечения предприятия к ответственности, установленной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, за представление в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах с нарушением срока, установленного Положением N 258-П, что в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для принятия судом решения о признании незаконным и об отмене оспариваемого постановления административного органа.
При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда отмене не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2007 по делу N А05-7108/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 марта 2008 г. N А05-7108/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника