Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 марта 2008 г. N А44-1958/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Кравченко Т.В., Старченковой В.В.,
рассмотрев 03.03.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Новгородской области на определение Арбитражного суда Новгородской области от 17.10.2007 (судья Деменцова И.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2007 (судьи Пестерева О.Ю., Богатырева В.А., Осокина Н.Н.) по делу N А44-1958/2007,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Новгородской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с иском о ликвидации Холмского агропромышленного акционерного общества по материально-техническому снабжению (далее - Общество) на основании пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Определением суда от 17.10.2007, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2007, заявление Инспекции оставлено без рассмотрения на основании пункта 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить определение суда от 17.10.2007 и постановление апелляционной инстанции от 14.12.2007 и принять новое решение об удовлетворении ее требования. Податель жалобы указывает на то, что рассмотрение заявления налогового органа в рамках дела о банкротстве невозможно, так как в силу статьи 6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования к должнику в совокупности должны составлять не менее 100 000 руб. В рассматриваемом случае Общество имеет задолженность в сумме 54 533 руб. 04 коп. Кроме того, невозможно произвести исключение ответчика из Государственного реестра юридических лиц (далее - Реестр), так как из Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области поступили возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность определения суда и постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, за Обществом числится 54 533 руб. 04 коп. задолженности по налогам, сборам, взносам. При этом установить местонахождение должника невозможно; последняя бухгалтерская отчетность представлена в 2002 году; банковские счета отсутствуют.
Эти обстоятельства, а также недостоверность сведений об адресе Общества, содержащихся в Реестре, послужили основанием обращения Инспекции в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции оставил заявление налогового органа без рассмотрения, поскольку Общество фактически прекратило свою деятельность. При этом суд руководствовался пунктом 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации".
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда.
Кассационная коллегия считает, что в данном случае производство по делу подлежало прекращению.
Недействующее юридическое лицо не может быть ликвидировано в порядке, установленном абзацем 3 пункта 2 статьи 61 ГК РФ.
В соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Реестра по решению регистрирующего органа в порядке, предусмотренном названным Законом N 129-ФЗ.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что должник обладает признаками недействующего юридического лица и фактически прекратил свою хозяйственную деятельность, а следовательно, имеются основания для исключения его из Реестра в установленном Законом N 129-ФЗ порядке.
В данном случае налоговый орган не представил доказательства невозможности применения в отношении Общества административного порядка ликвидации недействующего юридического лица.
При этом процедура исключения недействующего юридического лица из Реестра является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. В связи с этим пункт 4 статьи 61 ГК РФ, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит. По этой причине исключение недействующего юридического лица из Реестра по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц", далее - Постановление N 67).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 67, если в ходе возбужденного по заявлению налогового органа производства по делу о принудительной ликвидации (банкротстве) юридического лица выясняется, что оно отвечает признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
С учетом изложенного суду следовало прекратить производство по делу.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия считает, что определение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене; а производство по делу - прекращению.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Новгородской области от 17.10.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2007 по делу N А44-1958/2007 отменить.
Производство по делу прекратить.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Судьи |
Т.В. Кравченко |
|
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 марта 2008 г. N А44-1958/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника