Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 марта 2008 г. N А56-45532/2006
См. также определения Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 января 2008 г.
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 апреля 2007 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В. и Сапоткиной Т.И.,
при участии от Теруправления Фазылова Х.Т. (доверенность от 08.08.2007), от КУГИ Баженовой Ю.С. (доверенность от 29.12.2007), от Администрации Николаева А.В. (доверенность от 10.01.2008),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2007 (судья Маркин С.Ф.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2007 (судьи Горшелев В.В., Горбик В.М., Попова Н.М.) по делу N А56-45532/2006,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области (далее - Теруправление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) о признании права собственности Российской Федерации на детский оздоровительный городок, сооружения и коммуникации, расположенные по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, пос. Вырица, пр. Кирова, д.13, 53, 55-53, 55, 57, 64, согласно прилагаемому перечню зданий и сооружений.
Определением от 08.02.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Метрострой" (далее - ОАО "Метрострой"), а определением от 06.03.2007 - администрация Невского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация).
Решением от 17.04.2007 в иске отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2007 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Теруправление просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, имущество детского оздоровительного городка в силу Указа Президента Российской Федерации от 10.01.93 N 8 относится к федеральной собственности и составляет государственную казну Российской Федерации; полномочия по передаче такого имущества из федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации предоставлены федеральному органу в области управления федеральным имуществом, поэтому распоряжение КУГИ от 28.10.2004 N 1207-рз, которым внесены изменения в план приватизации государственного предприятия "Управление строительства Ленинградского метрополитена "Ленметрострой" (далее - ГП "Ленметрострой"), в части передачи спорного имущества в собственность Санкт-Петербурга издано при отсутствии соответствующих полномочий и не может служить основанием возникновения права собственности Санкт-Петербурга на спорное имущество.
КУГИ в отзыве на жалобу считает ее необоснованной и не подлежащей удовлетворению, указывая, что КУГИ, наделенный соответствующими полномочиями Государственным комитетом по управлению государственным имуществом, имел исключительное право проводить приватизацию государственных предприятий, расположенных в Санкт-Петербурге, независимо от места нахождения конкретных объектов, и как орган, утвердивший план приватизации, был вправе внести изменения в этот план; требования Теруправления сводятся к оспариванию компетенции КУГИ и не направлены на защиту интересов Российской Федерации, поскольку спорный объект в любом случае подлежит передаче в собственность субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Теруправления поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель КУГИ против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве. Представитель Администрации поддержал позицию КУГИ, указав, что в настоящее время на развитие детского оздоровительного городка выделяются значительные финансовые средства, спорный объект имеет большое значение для решения социальных задач в интересах города.
ОАО "Метрострой" о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в заседание суда не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 23.12.92 утвержден план приватизации ГП "Ленметрострой", относящегося к федеральной собственности, реорганизуемого в акционерное общество открытого типа. Первоначально стоимость спорного имущества учтена при определении величины уставного капитала акционерного общества.
На основании указанного плана приватизации и акта оценки стоимости имущества ГП "Ленметрострой" Фондом имущества Санкт-Петербурга акционерному обществу открытого типа "Метрострой" выдано свидетельство от 11.01.95 N 4373 о собственности на комплекс зданий детского оздоровительного городка, находящийся по адресу: Ленинградская область, пос. Вырица, ул. Кирова, д. 13.
Распоряжением КУГИ от 26.08.2004 N 877-рз в план приватизации ГП "Ленметрострой" внесены изменения, пункт 8 подраздела II первого раздела плана приватизации дополнен подпунктом 5 "Детский оздоровительный городок, сооружения и коммуникации" по указанному в исковом заявлении адресу; пункт 9 подраздела II первого раздела и пункт 8 второго раздела плана приватизации дополнены указанием на то, что названное имущество передается в государственную собственность Санкт-Петербурга с возложением на ОАО "Метрострой" обязанности до момента подписания акта приема-передачи содержать детский оздоровительный городок, сооружения и коммуникации за счет собственных средств.
Распоряжением КУГИ от 28.10.2004 N 1207-рз в план приватизации ГП "Ленметрострой" внесены изменения, пункт 8 подраздела II первого раздела и пункт 8 второго раздела дополнены указанием на детский оздоровительный городок, сооружения и коммуникации с приведением развернутого перечня имущества, а также указанием на то, что названное имущество передается в государственную собственность Санкт-Петербурга с возложением на ОАО "Метрострой" обязанности до момента подписания акта приема-передачи содержать детский оздоровительный городок, сооружения и коммуникации за счет собственных средств. Распоряжение КУГИ от 26.08.2004 N 877-рз признано утратившим силу.
Распоряжением КУГИ от 12.04.2005 N. 428-рз уточнен перечень объектов (исключен один объект и дополнен другой).
На основании плана приватизации ГП "Ленметрострой" и распоряжения КУГИ от 28.10.2004 N 1207-рз регистрирующим органом зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга на объекты недвижимости, входящие в комплекс детского оздоровительного лагеря, о чем 25.03.2005 выданы соответствующие свидетельства.
Распоряжением КУГИ от 30.06.2005 N 944-рк двадцать семь объектов недвижимости, расположенных в пос. Вырица и находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, закреплены на праве оперативного управления за Администрацией.
Теруправление, считая, что комплекс детского оздоровительного лагеря передан в собственность субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга с нарушением законодательно установленной процедуры, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Указом Президента Российской Федерации от 10.01.93 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" установлен запрет на включение в состав приватизируемого имущества предприятий, находящихся в федеральной собственности, оздоровительных детских дач, лагерей; указанные объекты отнесены к федеральной собственности с нахождением их в ведении администрации по месту расположения приватизируемого предприятия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235 утверждено Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. Согласно пункту 2 названного постановления для передачи таких объектов в государственную собственность субъекта Российской Федерации в утвержденные планы приватизации необходимо внести соответствующие изменения с включением в планы перечней передаваемых объектов. При этом в соответствии с пунктом 3 того же постановления утверждение изменений, вносимых в план приватизации предприятия, является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Как видно из материалов дела, в данном случае комплекс детского оздоровительного лагеря передан в собственность Санкт-Петербурга на основании распоряжения КУГИ от 28.10.2004 N 1207-рз о внесении изменений в план приватизации ГП "Ленметрострой". Указанное распоряжение принято в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235 и в силу данного нормативного правового акта является решением о передаче объектов из федеральной собственности в государственную собственность субъекта Российской Федерации.
Суд обоснованно отклонил довод истца об издании КУГИ указанного распоряжения за пределами своих полномочий. На момент как утверждения плана приватизации, так и внесения изменений в него КУГИ был в установленном порядке наделен полномочиями по решению вопросов приватизации федеральных государственных предприятий. Поскольку в силу указанных выше положений законодательства вопрос о передаче имущества определенного назначения в собственность субъекта Российской Федерации разрешается путем утверждения плана приватизации (изменений, вносимых в план приватизации), судебные инстанции-пришли к правильному выводу, что решение о передаче спорного комплекса в собственность Санкт-Петербурга, принятое КУГИ, уполномоченным на принятие решений о приватизации федеральных предприятий, является надлежащим.
При таких обстоятельствах суд правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований Теруправления.
Доводы подателя жалобы об отсутствии у КУГИ соответствующих полномочий надлежащим образом исследованы судом, обоснованно отклонены по изложенным выше мотивам.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит, что выводы суда об обстоятельствах, подлежащих установлению по данному делу, соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, таких нарушений норм процессуального права, которые в силу частей третьей, четвертой статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену судебного акта, судом не допущено, в связи с чем установленных названной статьей оснований для отмены обжалуемых решения и постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2007 по делу N А56-45532/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 марта 2008 г. N А56-45532/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника