Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 марта 2008 г. N А56-14809/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Подвального И.О. и Хохлова Д.В.,
при участии от государственного предприятия "Аптека N 75" директора Оберемко Н.М. (распоряжение КУГИ Санкт-Петербурга от 25.11.1992 N 343-р), Лукашевой С.Ф. (доверенность от 27.12.2007), от Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Унковского А.А. (доверенность от 20.06.2007), от Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области Соколовой Т.Ю. (доверенность от 31.07.2007 N 999/0-07), Унковского А.А. (доверенность от 25.04.2007 N 547/0-07),
рассмотрев 05.03.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного предприятия "Аптека N 75" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2007 по делу N А56-14809/2007 (судьи Шульга Л.А., Борисова Г.В., Фокина Е.А.).
установил:
Государственное предприятие "Аптека N 75" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о признании незаконным отказа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (далее - Росздравнадзор) и Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление) в переоформлении лицензии (продлении срока действия лицензии) на осуществление фармацевтической деятельности, а также деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 681 в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Закон N 3-ФЗ), и об обязании заинтересованных лиц продлить срок действия лицензии на 5 лет.
Решением от 17.08.2007 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил требования Предприятия, заявленные к Управлению, отказав в удовлетворении требований, предъявленных к Росздравнадзору.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2007 решение суда от 17.08.2007 отменено и Предприятию отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, регулирующих порядок лицензирования фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, продление срока действия лицензии осуществляется по заявлению лицензиата в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
В судебном заседании представители Предприятия поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Росздравнадзора и Управления возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 09.04.2002 Лицензионная палата администрации Санкт-Петербурга выдала Предприятию лицензию серии ЛП СПб N 78-035953 сроком действия до 09.04.2007 на осуществление фармацевтической деятельности, включающей "закупку, хранение, реализацию лекарственных средств списка "А", наркотических средств, психотропных веществ, а также сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств, включенных в Списки Постоянного Комитета по контролю наркотиков Министерства здравоохранения Российской Федерации и дополнения к ним, при обязательном соблюдении требований Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" и действующего законодательства" (далее - лицензия).
До окончания срока действия лицензии Предприятие обратилось в Росздравнадзор с заявлениями от 05.03.2007 о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии на осуществление фармацевтической и связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ деятельности.
Росздравнадзор письмом от 02.04.2007 N 04-6668/07 сообщил Предприятию, что "заявления о предоставлении лицензий и документы в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 и от 04.11.2006 N 648 следует направить или представить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области".
В Управление аналогичные заявления были поданы Предприятием 10.04.2007 и 24.04.2007.
Уведомлениями от 07.05.2007 N 301 и от 01.08.2007 N 434 Управление сообщило Предприятию об отказе в переоформлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, указав причины отказа - "нарушение части 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ).
Предприятие оспорило отказ Управления в переоформлении лицензии (продлении срока действия лицензии) в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Предприятия, заявленные к Управлению, сделав вывод, что "для переоформления лицензии, в том числе и в связи с истечением срока ее действия, необходимо подать заявление и уплатить государственную пошлину в установленном размере. Предоставление лицензиатом каких-либо иных документов при переоформлении лицензии законом не предусмотрено".
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал Предприятию в удовлетворении заявленных требований, указав на то, что установленные действовавшим в период выдачи лицензии законодательством требования и условия осуществления фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, на момент обращения Предприятия с заявлениями о переоформлении лицензии существенно изменились, поэтому не может быть продлен срок действия лицензии, выданной без соблюдения требований действующего в спорный период законодательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (статья 2 Закона N 128-ФЗ).
Основными принципами осуществления лицензирования являются: обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; установление единого перечня лицензируемых видов деятельности; установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации; установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; гласность и открытость лицензирования; соблюдение законности при осуществлении лицензирования (статья 3 Закона N 128-ФЗ).
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пунктами 47, 53 и 54 статьи 17"
следует читать "подпунктами 47, 53 и 54 пункта 1 статьи 17"
В соответствии с пунктами 47, 53 и 54 статьи 17 Закона N 128-ФЗ в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, включены:
фармацевтическая деятельность;
деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II в соответствии с Законом N 3-ФЗ;
- деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Законом N 3-ФЗ.
В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства: утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности; определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности; устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 5 Закона N128-ФЗ).
В силу статьи 8 Закона N 128-ФЗ срок действия лицензии не может быть менее чем 5 лет и по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
В переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, может быть отказано в случае представления лицензиатом или его правопреемником неполных или недостоверных сведений. Уведомление об отказе в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, направляется (вручается) лицензиату или его правопреемнику в письменной форме с указанием причин отказа (части 4 и 5 пункта 1 статьи 11 Закона N 128-ФЗ).
Как следует из материалов дела, лицензия Предприятию выдана в соответствии с требованиями Положения о лицензировании фармацевтической деятельности и оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.1999 N 387 "О лицензировании фармацевтической деятельности и оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Положение N 387), действие которого не распространялось на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (пункт 2 Положения N 387).
Пунктами 7 и 8 Положения N 387 установлено, что лицензия выдается на срок до 5 лет, но не менее чем на 3 года, и вносится в реестр выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензий, который ведет лицензирующий орган. Срок действия лицензии может быть продлен лицензирующим органом по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии производится лицензирующим органом в порядке, установленном для ее получения.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 01.06.2002 N 489" следует читать "от 01.07.2002 N 489"
Впоследствии постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.1999 N 387 "О лицензировании фармацевтической деятельности и оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", которым было утверждено Положение N 387, утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2002 N 489 "Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности" (далее - Постановление N 489).
Согласно пункту 2 Постановления N 489 лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, выданные до принятия названного Постановления, действуют до окончания указанного в них срока. При этом пунктом 9 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением N 489, предусмотрен срок действия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности - 5 лет и не предусмотрена возможность продления срока действия такой лицензии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 "Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности" (далее - Постановление N 416) признано утратившим силу Постановление N 489 и утверждено новое Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, согласно пункту 3 которого лицензия на осуществление фармацевтической деятельности предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.
Таким образом, из анализа норм вышеназванных Положений, регламентирующих лицензирование фармацевтической деятельности, следует, что в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии, может быть продлен срок действия только тех лицензий, которые были предоставлены лицензиатам в соответствии с требованиями Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением N 416.
Оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации осуществляется только в целях и порядке, установленных Законом N 3-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации. Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подлежит лицензированию и осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации (статья 8 Закона N 3-ФЗ).
Согласно статье 8 Закона N 3-ФЗ в редакции, действовавшей в период выдачи лицензии Предприятию, все виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, на территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации только после получения лицензии на конкретный вид деятельности, а также лицензии на использование объектов и помещений, где осуществляются виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Порядок выдачи указанных лицензий определяется Правительством Российской Федерации.
Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, содержащий списки II и III наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации".
Положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с Законом N 3-ФЗ (далее - Положения), были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2002 N 454 "О лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ" (далее - Постановление N 454), которое действовало до издания постановления Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 648 "Об утверждении положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ" (далее - Постановление N 648).
Постановлением N 454 установлено, что лицензии на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, выданные до принятия названного Постановления, действительны до окончания указанного в них срока (пункт 2). Утвержденные Постановлением N 454 Положения не предусматривали возможность продления срока действия лицензий, выданных в соответствии с требованиями этих Положений, в силу пунктов 10 которых срок действия лицензий установлен 5 лет.
Аналогичные Положения были утверждены также Постановлением N 648, согласно пунктам 3 которых лицензии на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предоставляются на 5 лет и срок их действия может быть продлен в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.
Из анализа вышеназванных нормативных правовых актов следует, что возможность продления срока действия лицензии установлена только в отношении тех лицензий, которые предоставлены лицензиату в соответствии с требованиями Положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с Законом N 3-ФЗ, утвержденных Постановлением N 648.
Как видно из материалов дела, лицензия Предприятию была предоставлена 09.04.2002 и срок ее действия закончился 09.04.2007. Обратившись в Росздравнадзор и Управление с заявлениями о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с Законом N 3-ФЗ, Предприятие по существу просило продлить срок действия лицензии, выданной в соответствии с условиями и требованиями, которые на момент окончания этого срока существенно изменились и процедура продления срока действия лицензии в порядке ее переоформления на тех же условиях стала невозможна.
Право лицензиата, основанное на статье 8 Закона N 128-ФЗ, не является безусловным, поскольку в силу положений данной статьи срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата, а не подлежит обязательному продлению. Поскольку окончание срока действия лицензии пришлось на период, когда лицензионные требования и порядок выдачи лицензий (в том числе и возможность продления срока их действия) изменились, продление срока действия предоставленной Предприятию лицензии означало бы, что на осуществляемую заявителем деятельность не распространяется действие тех нормативных правовых актов, которые были приняты после получения Предприятием спорной лицензии.
В связи с этим доводы подателя жалобы со ссылкой на положения статей 8 и 11 Закона N 128-ФЗ об обязанности лицензирующего органа продлять действие лицензии независимо от того, что она не соответствует лицензионным требованиям и условиям, предусмотренным действующим законодательством, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, так как они несостоятельны в правовом отношении и основаны на ошибочном толковании Закона N 128-ФЗ, а также противоречат содержанию понятий, изложенных в статье 2 Закона N 128-ФЗ, и вышеназванным нормативным правовым актам, регулирующим порядок лицензирования фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие -полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили действие, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Установив, что оспариваемые ненормативный правовой акт, действия соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (части 4 и 5 статьи 200, часть 3 статьи 201 АПК РФ).
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции о том, что Управлением правомерно отказано Предприятию в переоформлении лицензии, соответствуют нормам действующего законодательства, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, которым апелляционным судом дана надлежащая оценка в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2007 по делу N А56-14809/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного предприятия "Аптека N 75" без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
И.О. Подвальный |
|
Д.В. Хохлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 марта 2008 г. N А56-14809/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника