Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 марта 2008 г. N А26-4605/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 февраля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Матлиной Е.О., Самсоновой Л.А.,
при участии от государственного учреждения - Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования Блиновой Л.А. (доверенность от 28.01.2008 N 07/24-25), Андреевской Е.С. (доверенность от 10.01.2008 N 03-06/2),
рассмотрев 11.03.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.10.2007 по делу N А26-4605/2007,
установил:
Государственное учреждение - Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с муниципального учреждения здравоохранения "Сегежская центральная районная больница" (далее - Учреждение) 1 485 869 руб. 90 коп., использованных не по целевому назначению, в том числе 632 830 руб. средств обязательного медицинского страхования, 853 039 руб. 90 коп. субвенций на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
В судебном заседании 11.09.2007 Фонд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил об уменьшении размера требований в части субвенций на 16 073 руб. 47 коп. Судом принято уменьшение размера исковых требований.
Решением суда от 17.10.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение статей 4, 20, 23 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1), неприменение статей 8, 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), просит отменить решение арбитражного суда, заявление удовлетворить. По мнению подателя жалобы, суд не учел, что территориальные органы Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации осуществляют контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование, и имеют право на взыскание указанных средств в бюджет Фонда в случае их использования не по целевому назначению медицинскими учреждениями, осуществляющими деятельность в системе медицинского страхования. Податель жалобы указывает, что финансирование дополнительных расходов Учреждения, связанных с увеличением размера среднего заработка медицинского работника при оплате ежегодного отпуска, за счет средств субвенций является их нецелевым использованием.
В судебном заседании представители Фонда поддержали доводы жалобы.
Учреждение извещено надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд провел проверку целевого и рационального использования Учреждением средств обязательного медицинского страхования за период с 01.07.2005 по 31.12.2006.
В результате проверки выявлено нецелевое использование Учреждением средств обязательного медицинского страхования в сумме 722 402 руб. 14 коп., о чем составлен акт от 19.03.2007.
На основании проверки Фонд направил Учреждению предписание от 03.04.2007 N 9 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования.
Часть средств восстановлена, невозмещенный остаток составил 632 830 руб.
В ходе проведения проверки по выполнению Учреждением в 2006 году государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 "О порядке финансового обеспечения расхода и учета средств на выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи" (далее - Постановление N 851) Фонд установил нецелевое использование средств субвениций в сумме 853 039 руб. 90 коп. В ходе проверки Фонд установил, что 853 039 руб. 90 коп. субвенций были направлены Учреждением с мая по сентябрь 2006 года на финансирование дополнительных расходов, связанных с увеличением размера среднего заработка медицинского работника при оплате ежегодного отпуска за счет включения в его расчет ежемесячных выплат участковым врачам и медицинским сестрам (соответственно 10 000 руб. и 5000 руб.).
Поскольку Учреждение возместило спорные средства не в полном объеме, Фонд обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд отказал в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу абзаца 2 статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В соответствии со статьей 1 Закона N 1499-1 обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении, медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Статьей 4 Закона N 1499-1 предусмотрено, что медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования, к которым относятся гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации
Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования регулируется статьями 20-24 Закона N 1499-1.
Статьями 20 и 23 Закона N 1499-1 установлено, что медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть предусмотрен в том числе порядок контроля за использованием страховых средств.
В соответствии со статьей 27 указанного Закона медицинские учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора несут ответственность за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованной стороне. В случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг.
Суд установил, что в спорном периоде Учреждение осуществляло деятельность на основании договоров, заключенных со следующими страховыми медицинскими организациями: ООО "Страховая компания "Ингосстрах-М" (договор от 28.12.2004) и ООО "Страховая медицинская компания "РЕСО-МЕД" (договор от 01.07.2005).
В соответствии с условиями указанных договоров установлена обязанность страховых медицинских организаций оплачивать оказываемую медицинским учреждением лечебно-профилактическую помощь по тарифам или финансовым нормативам, установленным тарифным соглашением и установлен порядок оплаты выставляемых Учреждением счетов.
Из материалов дела следует и в судебном заседании представители Фонда подтвердили, что Фондом заявлено требование о взыскании с Учреждения 632 830 руб. денежных средств (в виду их нецелевого использования), которые перечислены страховыми медицинскими организациями Учреждению в рамках вышеуказанных договоров. Фонд участником указанных договоров не является.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что у Фонда отсутствуют полномочия на предъявление требования о взыскании с Учреждения денежных средств, выплаченных ему по договору, заключенному со страховой медицинской организацией, за оказанные медицинские услуги и он является ненадлежащим истцом по настоящему делу.
Постановлением N 851 утверждены Правила предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи (далее - Правила).
Пунктом 1 Правила определено, что они устанавливают порядок финансового обеспечения расходов, осуществляемых за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, на выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации) (далее - учреждения здравоохранения), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) (далее - медицинские работники).
Согласно пункту 2 Правил Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в установленном порядке предоставляет субвенции территориальным фондам обязательного медицинского страхования в объеме средств, предусмотренных Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи (далее - субвенции).
Пунктом 3 Правил определено, что средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10000 рублей в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5000 рублей в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, указанные денежные выплаты осуществляются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, включают средства на указанные денежные выплаты с учетом коэффициентов, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" Финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год на оказание учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей), по тарифам, утверждаемым Фондом, является расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год.
Целевое финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с частью 7 статьи 9 указанного Закона осуществляется территориальными фондами обязательного медицинского страхования на основании договоров, заключенных с медицинскими учреждениями.
Суд установил, что такой договор заключен между Фондом и Учреждением 12.01.2006. В соответствии с пунктом 1 договора финансовое обеспечение расходов на выполнение Учреждением государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи медицинским работникам первичного звена осуществляется территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
Исследовав и оценив материалы дела, руководствуясь статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что денежные выплаты участковым врачам в размере 10 000 руб. и медицинским сестрам в размере 5 000 руб. должны учитываться при расчете среднего заработка для начисления оплаты ежегодного отпуска медицинским работникам. Оплата Учреждением за счет субвенций дополнительных расходов, связанных с увеличением размера среднего заработка медицинского работника при оплате ежегодного отпуска за счет включения в его расчет ежемесячных выплат участковым врачам и медицинским сестрам, не является нецелевым использованием субвенций.
Суд правомерно отклонил ссылку Фонда на то, что вышеуказанные дополнительные расходы должны выплачиваться за счет средств местного бюджета, поскольку муниципальные образования не наделены соответствующими полномочиями по финансирования# государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи и им не передавалось соответствующее финансовое обеспечение.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.10.2007 по делу N А26-4605/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е. А. Михайловская |
Судьи |
Е.О. Матлина |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 марта 2008 г. N А26-4605/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника