Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 марта 2008 г. N А21-4966/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Дмитриева В.В. и Корабухиной Л.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Дагрис-Калининград" Александровой М.А. (доверенность от 08.10.2007),
рассмотрев 18.03.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.11.2007 по делу N А21-4966/2007 (судья Гелеверя Т.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дагрис-Калининград" (далее - Общество, ООО "Дагрис-Калининград") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области (далее - Инспекция) от 14.08.2007 N 113 в части отказа в возмещении из бюджета 248 585 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за март 2007 года.
Решением суда первой инстанции от 01.11.2007 требование Общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебный акт и отказать Обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Налоговый орган утверждает, что Общество неправомерно в декларации за март 2007 года предъявило к вычету 248 585 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. По мнению подателя жалобы, ООО "Дагрис-Калининград" не соблюдены условия, предусмотренные статьями 171 - 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), дающие право на вычет в марте 2007 года спорной суммы налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятое по данному делу решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить решение суда без изменения.
Налоговый орган о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Общество в апреле 2007 года (17.04.2007) представило в Инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за март 2007 года.
Из декларации следует, что сумма налога, полученная от покупателей, составила 664 765 руб., а сумма налоговых вычетов - 916 728 руб. В сумму налоговых вычетов вошло 535 637 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, и 381 091 руб. налога, предъявленного поставщиками товаров (работ, услуг) при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации. Согласно декларации Обществу подлежит возмещению из бюджета 251 963 руб. налога на добавленную стоимость.
Налоговый орган провел камеральную проверку полученной декларации и представленных по требованию от 04.05.2007 N 252 документов, по результатам которой составил акт от 24.07.2007 N719.
Решением Инспекции от 14.08.2007 N 113 Обществу возмещено из бюджета 3 378 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за март 2007 года. В возмещении из бюджета 248 585 руб. налога отказано.
Инспекция признала неправомерным предъявление Обществом к вычету 248 585 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров (грузовых машин) на таможенную территорию Российской Федерации, в декларации за март 2007 года. По мнению Инспекции, налогоплательщиком не выполнены условия, предусмотренные пунктом 1 статьи 172 НК РФ. Налоговый орган в ходе проверки установил, что согласно актам приема-передачи основных средств грузовые машины (тягачи "Volvo-FH 12/380", "Scania R113M" и "Scania 113 4X2") приобретены и оприходованы (приняты к учету) Обществом в 2002 году. В марте 2007 года по грузовым таможенным декларациям NN 10205030/060307/0008071, 10205030/220307/0010507 и 10205030/220307/0010511 произведено дооформление ввезенных в 2002 году тягачей в режиме "Выпуск для свободного обращения", в связи с чем и уплачен таможенному органу налог на добавленную стоимость в сумме 248 585,15 руб.
Налоговый орган также указал, что в период с 2004 года по первое полугодие 2006 года ООО "Дагрис-Калининград" применяло упрощенную систему налогообложения и не являлось плательщиком налога на добавленную стоимость. Таким образом, в период с 2002 года по март 2007 года спорные тягачи использовались Обществом при применении упрощенной системы налогообложения, где налогоплательщик не исчислял налог на добавленную стоимость в соответствии со статьей 166 НК РФ. При включении в декларацию за март 2007 года налога на добавленную стоимость, уплаченного таможенному органу, Обществом не учтено это обстоятельство и не произведен расчет распределения сумм налога на добавленную стоимость.
Общество, считая решение налоговой инспекции незаконным в части отказа в возмещении из бюджета 248 585 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за март 2007 года, обжаловало его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции удовлетворил требование заявителя.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации признаются объектом налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 174 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством. В соответствии с положениями статьи 318 Таможенного кодекса Российской Федерации к таможенным платежам относится налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Пунктами 1 - 2 статьи 171 НК РФ установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, и товаров, приобретаемых для перепродажи.
В статье 172 НК РФ указано, что налоговые вычеты производятся на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Вычетам подлежат только суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиками при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов.
Из материалов дела следует, что Общество в целях осуществления основного вида деятельности - международные перевозки грузов - в 2002 году ввезло на таможенную территорию Российской Федерации автомобили тягачи-седельные "Volvo-FH12/380", "Scania R113M" и "Scania 113 4X2". Данные транспортные средства помещены Обществом под таможенный режим свободной таможенной зоны (ИМ-71), действующий на территории Особой экономической зоны в Калининградской области и имеющий ряд ограничения по распоряжению и использованию транспортными средствами.
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области" (в редакции, действовавшей в 2002 году) товары, ввозимые из других стран в Особую экономическую зону, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов).
Поскольку в 2002 году ООО "Дагрис-Калининград" применяло упрощенную систему налогообложения, транспортные средства приняты на учет, но их стоимость не учитывалась в составе расходов, учитываемых при исчислении облагаемой единым налогом базы, амортизационные отчисления в период применения упрощенной системы налогообложения также в расходы не списывались.
С 1 апреля 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ), который ввел ряд новых ограничений по использованию транспортных средств (тягачей), ввезенных на территорию Калининградской области и помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, без уплаты таможенных платежей. С июля 2006 года Общество применяет общую систему налогообложения.
Поэтому в марте 2007 года, то есть в период применения заявителем общей системы налогообложения, Общество изменило таможенный режим свободной таможенной зоны (ИМ-71) на таможенный режим "Выпуск для внутреннего потребления", содержание которого аналогично содержанию таможенного режима "Выпуск для свободного обращения", и уплатило таможенному органу таможенные платежи (в том числе налог на добавленную стоимость) по приобретенным и ввезенным на территорию Калининградской области в 2002 году тягачам.
Подтверждением позиции заявителя, как обоснованно установил суд первой инстанции, является письмо Министерства финансов Российской Федерации от 11.05.2005 N 03-04-11/104 о том, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные организацией после перехода на общий режим налогообложения по товарам (работам, услугам), приобретенным в период применения упрощенной системы налогообложения, будут приниматься к вычету в случае использования этих товаров (работ, услуг) при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные налогоплательщиком документы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соблюдении Обществом условий, предусмотренных статьями 171 - 172 НК РФ, дающих право на вычет в марте 2007 года спорной суммы налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Этот вывод суда подтвержден материалами дела, и кассационная инстанция не находит правовых оснований для его переоценки.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат только суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия этих товаров на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается налоговым органом, что транспортные средства ввезены Обществом на таможенную территорию Российской Федерации, оформление тягачей в таможенном режиме выпуск для внутреннего потребления произведено в марте 2007 года, налог на добавленную стоимость оплачен за счет собственных средств Общества в составе таможенных платежей также в марте 2007 года, ввезенный товар принят к учету (оприходован) на основании первичных документов. Перечисленные обстоятельства подтверждены соответствующими документами.
Поскольку глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливает особого порядка определения момента предъявления к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно подтвердил законность действий налогоплательщика.
При таких обстоятельствах правильным является вывод суда о соблюдении Обществом условий, предусмотренных законодательством для предъявления к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного на таможне при ввозе на территорию Российской Федерации автомобилей, принятых на учет, и у кассационной инстанции нет оснований для удовлетворения жалобы Инспекции.
Налоговому органу предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, поэтому с него в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.11.2007 по делу N А21-4966/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
|
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 марта 2008 г. N А21-4966/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника