Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 марта 2008 г. N А52-811/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 февраля 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 января 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н.. судей Боглачевой Е.В., Ломакина С.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области Хурват Н.А. (доверенность от 06.06.07 N 485),
рассмотрев 19.03.08 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 13.06.07 (судья Орлов В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.07 (судьи Мурахина Н.В., Богатырева В.А., Осокина Н.Н.) по делу N А52-811/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Восточно-Европейский рынок лесоматериалов" (далее - общество, ООО "Восточно-Европейский рынок лесоматериалов") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - инспекция) от 20.02.07 N 16-02/318 и возложении на налоговый орган обязанности возместить 1 281 733 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением суда от 13.06.07 заявление общества удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции решение от 13.06.07 изменил в части признания недействительным пункта 2 ненормативного акта инспекции от 20.02.07 N 16-02/318 об отказе ООО "Восточно-Европейский рынок лесоматериалов" в возмещении 8 848 руб. НДС и возложения обязанности на налоговый орган по возмещению налога в указанной сумме. Обществу в удовлетворении заявления в указанной части отказано.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить судебные акты в части удовлетворения требования общества. Податель жалобы считает, что ООО "Восточно-Европейский рынок лесоматериалов" не исполнило своей обязанности по представлению истребованных налоговым органом документов, что лишило его возможности проверить законность и обоснованность налоговых вычетов.
По мнению инспекции, представленные обществом в судебное заседание накладные (форма N ТОРГ-12) и товарно-транспортные накладные (форма N 1-Т) не отвечают требованиям Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и не подтверждают "факт реального получения товаров от поставщиков", поскольку владельцы транспортных средств в объяснительных не подтвердили транспортировку товаров в адрес общества.
Также налоговый орган указал на то, что услуги по торцовке и сортировке лесопродукции непосредственно связаны с реализацией товаров на экспорт, следовательно, общество необоснованно предъявило к вычету НДС, уплаченный по ставке 18 процентов.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, 20.11.06 общество представило в инспекцию налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за октябрь 2006 года, по которой предъявлено к возмещению 1 414 622 руб. налога.
Налоговый орган в ходе проверки затребовал у общества доказательства, подтверждающие доставку товаров от поставщиков, с приложением всех перевозочных документов (требование от 29.11.06 N 16-06/157).
Общество в объяснении от 09.01.07 отказало инспекции в представлении затребованных документов, поскольку посчитало что налоговое законодательство не предусматривает обязанности представлять какие-либо дополнительные документы, кроме указанных в статье 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В связи с непредставлением истребованных документов налоговый орган принял решение от 20.02.07 N 16-02/318, согласно пункту 2 которого обществу отказано в возмещении 1 281 733 руб. НДС. Основанием принятого решения также послужили выводы инспекции, аналогичные приведенным в кассационной жалобе.
ООО "Восточно-Европейский рынок лесоматериалов" не согласилось с выводами налогового органа и частично оспорило решение от 20.02.07 N 16-02/318 в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал отказ общества от представления истребованных документов (формы N ТОРГ-12 и N 1-Т) неправомерным, так как они должны быть представлены налоговому органу по его требованию для подтверждения права на налоговые вычеты в соответствии с положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 23, статей 31, 93 НК РФ.
Однако суд первой инстанции принял и оценил представленные обществом документы, правомерно указав на то, что в соответствии с частью 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) общество реализовало свое право на представление дополнительных доказательств, а суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений, независимо от того, представлялись ли эти документы налоговому органу, согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части I Налогового кодекса Российской Федерации".
В силу пунктов 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо фактически уплаченные им при приобретении товаров (работ; услуг) при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии необходимых первичных документов.
Суд первой инстанции, исследовав представленные ему договоры с поставщиками, товарные и товарно-транспортные накладные, счета-фактуры обоснованно признал их достаточным доказательством получения обществом товаров от поставщиков. Оплата товаров поставщикам подтверждается платежными документами.
Довод налогового органа о том, что владельцы транспортных средств в объяснениях не подтвердили транспортировку товаров, суд первой инстанции правильно отклонил, сделав вывод, что объяснительные физических лиц не опровергают поставку ООО "Интер" и ООО "Автокомплект" лесопродукции в адрес ООО "Восточно-Европейский рынок лесоматериалов"
Суд апелляционной инстанции правильно указал на то, что общество располагало соответствующими первичными документами, служащими основанием для оприходования товара.
Таким образом, вывод апелляционного суда о необоснованности доводов инспекции в этой части является правильным.
Суд апелляционной инстанции признал доказанным налоговым органом факт неподтверждения реального получения товара от ООО "АTM" по накладным от 12.09.06 и от 13.09.06 исходя из невозможности доставки легковым автотранспортом 40 куб. м лесопродукции, в связи с чем обществу было отказано в возмещении 8 848 руб. НДС.
Кассационная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов в этой части.
Налоговый орган в ходе проверки установил, что общество неправомерно заявило к возмещению 67 001 руб. НДС, уплаченного по ставке 18 процентов по контракту с ООО "СтройТорг" за услуги по сортировке и торцовке лесоматериалов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
Положение названной нормы распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
В силу положений статей 65 и 200 АПК РФ налоговый орган обязан подтвердить правильность своих выводов в оспариваемом налогоплательщиком решении.
Из материалов дела следует, что налоговый орган не представил доказательств того, что ООО "СтройТорг" выполняло работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке именно тех товаров, которые общество экспортировало. В результате выполнения ООО "СтройТорг" работ для ООО "Восточно-Европейский рынок лесоматериалов" последним поставлялся товар как на экспорт, так и на внутренний рынок.
Согласно книге продаж, представленной обществом, в сентябре 2006 года им реализовано товаров на экспорт на сумму 7 065 529 руб., объем реализации составил 4 577,65 куб.м.
В то же время на основании счета-фактуры, выставленного ООО "СтройТорг", и акта сдачи-приемки от 06.09.06 последнее выполнило работы по сортировке древесины для ООО "Восточно-Европейский рынок лесоматериалов" в объеме 2 846, 72 куб. м, по торцовке древесины - 2 766 куб.м.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции невозможно сделать однозначный вывод об осуществлении ООО "СтройТорг" работ (услуг) для общества в отношении именно экспортированных товаров, поскольку нельзя определить ни количество, ни ассортимент последних.
Суд апелляционной инстанции установил, что по распределению налоговых вычетов в процентном соотношении к выручке за товар от экспорта и реализации на внутреннем рынке, которое произведено при исчислении налога согласно учетной политике общества, у представителей налогового органа замечаний не имеется.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что общество обоснованно уплатило ООО "СтройТорг" 69 045 руб. 50 коп. НДС и распределило их для целей налогообложения в процентном отношении к выручке.
Кассационная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов в данной части.
Следует отметить, что доводы кассационной жалобы аналогичны приведенным в апелляционной жалобе и направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, что в соответствии со статьей 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Эти доводы исследованы судами и им дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.07 по делу N А52-811/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
|
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 марта 2008 г. N А52-811/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника