Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 марта 2008 г. N А52-4310/2007
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 августа 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Боглачевой Е.В., Пастуховой М.В., при участии от открытого акционерного общества "Псковский кабельный завод" Бобровой Е.В. (доверенность от 10.01.2008 N 5/2008), Персиц М.Г. (доверенность от 07.02.2008 N 31/2008), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области Андреева А.Ю. (доверенность от 03.05.2007 N 469), Павлова А.А. (доверенность от 25.10.2007 N 527),
рассмотрев 24.03.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 29.11.2007 по делу N А52-4310/2007 (судья Радионова И.М.),
установил:
Открытое акционерное общество "Псковский кабельный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительными пунктов 2 решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - инспекция) от 05.09.2007 N 15-01/1173/6051, N 15-01/1173/6053, N 15-01/2361/6052 и обязании инспекции принять решение о возврате 1 350 372 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по декларации за март 2007 года.
Решением суда от 29.11.2007 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, обществом преждевременно в декларации за март 2007 года заявлена сумма "входного" НДС в размере 1 350 372 руб., поскольку им не выполнено условие для налогового вычета по экспортным поставкам - представление полного пакета документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы жалобы, а представители общества просили оставить ее без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку представленных обществом деклараций по НДС (в том числе представленной 03.05.2007 уточненной) за март 2007 года.
По результатам проверки деклараций и документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых вычетов, инспекция составила акт от 03.08.2007 N 15-01/2336/2638 и приняла решение от 05.09.2007 N 15-01/2361/6052 об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности. Пунктом 2 указанного решения обществу уменьшен предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за март 2007 года на 1 350 372 руб.
Инспекция 05.09.2007 также вынесла решения N 15-01/1173/6051 и N 15-01/1173/6053, пунктами 2 которых отказала обществу в возмещении 1 350 372 руб. НДС за март 2007 года.
Общество оспорило пункты 2 решений налогового органа в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, указав, что сумма вычетов определена налогоплательщиком в соответствии с его учетной политикой, а инспекцией не представлены доказательства того, что спорная сумма вычета относится к экспортным отгрузкам в марте 2007 года, по которым пакет документов еще не собран.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Право налогоплательщика на возмещение из бюджета сумм НДС, уплаченных при осуществлении операций, подлежащих налогообложению по ставке 0%, и порядок реализации этого права установлены главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: 1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено этой статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса и при наличии соответствующих первичных документов.
В пункте 3 статьи 172 НК РФ установлено, что вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1-8 статьи 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, производятся в порядке, установленном статьей 172 НК РФ, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 Кодекса.
В силу пункта 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Таким образом, пункт 3 статьи 172 НК РФ содержит дополнительные условия, при соблюдении которых налогоплательщик вправе заявить налоговые вычеты по экспортным операциям.
В пункте 10 статьи 165 НК РФ определено, что документы, указанные в этой статье, представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0% одновременно с представлением налоговой декларации. Порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0%, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Необходимость применения обществом расчетного метода определения сумм "входного" НДС обусловлена технологическими особенностями изготовления продукции и невозможностью в момент приобретения сырья определить тот его объем, который будет фактически использован при производстве экспортной продукции.
Согласно принятой заявителем учетной политике, утвержденной приказом от 31.12.2006 N 294, установлен расчетный метод распределения налоговых вычетов по НДС по материалам, используемым для реализации товаров как на экспорт, так и на внутреннем рынке Российской Федерации. Данным порядком предусмотрено определение отношения суммы выручки от реализации продукции на экспорт и в Республику Беларусь к общей сумме выручки от реализации товаров (без НДС), полученной в периоде отгрузки товара. Предусмотрено также, что в месяце, в котором по конкретной отгрузке на экспорт или в Республику Беларусь собран необходимый пакет документов, определяется сумма налога, приходящегося на основные материалы, израсходованные на производство отгруженного по указанной отгрузке товара. Рассчитанная таким образом сумма налога, приходящегося на экспортные отгрузки, по которым собран необходимый пакет документов "восстанавливается" по "внутреннему" налогу путем уменьшения вычета в месяце, когда собран полный пакет документов.
С 01.01.2007 по операциям реализации товаров на внутреннем рынке и товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта и облагаемых НДС по ставке 0%, представляется единая налоговая декларация.
В уточненной декларации за март 2007 года налогоплательщиком заявлен вычет по строке 340 раздела 3 декларации в размере 40 697 509 руб.
Общество в соответствии с утвержденной учетной политикой в разделе 5 декларации заявило за указанный период 3 800 369 руб. налоговых вычетов по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена.
Налоговый орган в решении от 05.09.2007 N 15-01/1173/6053 возместил обществу 5 354 138 руб. НДС за март 2007 года, в том числе 5 323 630 руб. - сумму налога, заявленную к возмещению по первичной налоговой декларации за данный период, представленной 20.04.2007, в отношении которой было вынесено решение от 05.09.2007 N 15-01/1173/6051 о частичном возмещении НДС.
Вместе с тем, налоговый орган отказал в применении налоговых вычетов в сумме 1 350 372 руб., которая представляет собой разницу между суммой "входного" НДС, определенного расчетным путем по экспортным операциям за указанный период -2 449 997 руб., и суммой налоговых вычетов по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена - 3 800 369 руб.
Инспекция ссылается на то, что принятая налогоплательщиком учетная политика противоречит пункту 3 статьи 172 НК РФ, поскольку приводит к тому, что общество включает в состав налоговых вычетов всю сумму налога, предъявленную ему поставщиками товаров (работ, услуг) за налоговый период, и перераспределяет ее в последующих налоговых периодах, когда собран пакет документов, между разделами 3 и 5 декларации сумму вычетов, приходящихся на экспортируемые товары.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела отклонил доводы инспекции о завышении налогоплательщиком налоговых вычетов на 1 350 372 руб., не указав мотивов, по которым он считает, что примененная обществом методика расчета сумм НДС по материальным ресурсам, использованным при производстве экспортной продукции, соответствует пункту 3 статьи 172 НК РФ, а также принципу распределения налога между реализацией товара на экспорт и на внутренний рынок.
Признавая недействительными решения налогового органа в части отказа обществу в возмещении спорной суммы налога, суд посчитал, что налоговый орган не доказал соответствие оспариваемого ненормативного акта закону.
Вместе с тем суд первой инстанции не оценил доводы инспекции о том, что принятая обществом учетная политика не позволяет правильно определить сумму НДС, подлежащую возмещению по экспортным операциям.
Налоговый орган в оспариваемом решении от 05.09.2007 N 15-01/2361/6052 указывает на то, что в марте 2007 года заявителем отгружено продукции на экспорт и в Республику Беларусь в сумме 22 500 608 руб. 28 коп., что составляет 10,54% от общей отгрузки продукции за указанный период. При этом полный пакет документов согласно статье 165 НК РФ общество по состоянию на 01.04.2007 не собрало и в налоговый орган не представило. Таким образом, в разделе 3 декларации за указанный период общество в соответствии с применяемой учетной политикой заявило налоговые вычеты в полном объеме, включая сумму налога, приходящуюся на экспортные отгрузки, по которым не собран полный пакет документов согласно статье 165 НК РФ.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд не исследовал надлежащим образом вопрос о соответствии учетной политики заявителя требованиям налогового законодательства, тогда как из решения налогового органа от 05.09.2007 N 15-01/2361/6052 видно,что налогоплательщику отказано в применении налогового вычета в связи с тем, что учетная политика общества противоречит требованиям пункта 3 статьи 172 НК РФ.
Ввиду изложенного следует признать, что выводы суда сделаны по неполно выясненным обстоятельствам и не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, и имеющимся в деле доказательствам, а также неправильное применение норм материального права.
В силу положений части 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку судом не установлены в полной мере обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а оценка обоснованности применяемой заявителем методики расчета "входного" НДС, а также соответствия ее положений нормам Налогового кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции, суд кассационной инстанции считает, что решение суда следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть вышеизложенное, исследовать представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, дать им правовую оценку и с учетом установленных фактических обстоятельств дела рассмотреть спор по существу заявленных требований.
Суду также следует учесть, что нарушения пункта 2 статьи 176 НК РФ и пунктов 3 и 5 статьи 88 НК РФ (при условии, что они имели место при вынесении инспекцией оспариваемых решений) не могут являться основанием для удовлетворения требования налогоплательщика имущественного характера о возмещении налога. В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 65 указано, что если при рассмотрении заявления налогоплательщика о признании незаконным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС (бездействия налогового органа) суд установит, что мотивы отказа необоснованны, он признает оспариваемое решение (бездействие) незаконным и в резолютивной части судебного акта обязывает налоговый орган в установленный судом срок возместить соответствующую сумму налога. В то же время, если налогоплательщик оспорил бездействие налогового органа либо его решение об отказе в возмещении налога, в котором не приведены конкретные мотивы отказа или приведены мотивы, признанные судом необоснованными, но налоговым органом непосредственно в суд представлены возражения против возмещения, признанные судом законными и обоснованными, суд ограничивается признанием незаконным оспариваемого решения (бездействия) налогового органа.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 29.11.2007 по делу N А52-4310/2007 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Псковской области.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
|
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 марта 2008 г. N А52-4310/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника