Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 марта 2008 г. N А56-14721/2000
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 мая 2008 г.
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 сентября 2000 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 февраля 2009 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 февраля 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Кирейковой Г.Г., Сосниной О.Г.,
при участии от сельскохозяйственного акционерного общества закрытого типа "Выборгское" Говорушина И.А. (доверенность от 22.05.2007) и Конева Д.С. (доверенность от 22.05.2007), от Федеральной налоговой службы Блинковой С.О. (доверенность от 31.05.2007) и Назаровой З.М. (доверенность от 31.05.2007), от Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Матвеевой О.В. (доверенность от 18.12.2007), рассмотрев 25.03.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.09.2007 по делу N А56-14721/2000 (судьи Сергиенко А.Н., Бурденков Д.В., Лилль В.А.),
установил:
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2001 сельскохозяйственное акционерное общество закрытого типа "Выборгское" (далее - Общество) признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Сошко Владимир Михайлович.
В силу пункта 2 статьи 233 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" к процедуре конкурсного производства в отношении Общества применяются нормы Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон).
В ходе конкурсного производства 16.08.2007 в Управление ФНС России по Ленинградской области (далее - ФНС) поступило письмо Главного Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области N 3-3656ф, согласно которому конкурсным управляющим Общества на регистрацию представлены договоры купли-продажи объектов недвижимости, принадлежащих Обществу, заключенные между Обществом и обществом с ограниченной ответственностью "Викон".
В рамках дела о банкротстве ФНС на основании статьи 105 Закона обратилась с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде запрета конкурсному управляющему Общества совершать действия по договорам купли-продажи от 23.05.2007 N 01/07 и 02/07.
Заявление ФНС мотивировано следующим:
- конкурсным управляющим вопрос о продаже имущества должника на собрание кредиторов не выносился, решение собрания кредиторов о продаже имущества отсутствует;
- незаконная продажа имущества Общества нарушает законные права и интересы ФНС и может повлечь причинение убытков должнику и Российской Федерации.
Определением от 11.09.2007 суд отказал ФНС в принятии обеспечительных мер.
В кассационной жалобе ФНС, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит отменить определение от 11.09.2007 и удовлетворить его ходатайство о принятии обеспечительных мер.
В судебном заседании представитель ФНС поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Конкурсный управляющий просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
В силу пункта 1 статьи 44 Закона арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве, вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Статьей 44 Закона не ограничен перечень ни обеспечительных мер, которые вправе принять суд, ни процедур банкротства, в ходе которых они могут быть приняты.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 98 Закона с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты имущества должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника. Введение (наложение) новых арестов имущества должника и иных ограничений по распоряжению имуществом должника не допускается.
Таким образом, в силу прямого указания Закона такие обеспечительные меры, как наложение ареста на имущество должника или иные ограничения по распоряжению его имуществом, не могут быть приняты судом в ходе конкурсного производства, что и послужило основанием для отказа в принятии обеспечительных мер.
Согласно пункту 1 статьи 101 Закона с момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе по распоряжению имуществом должника.
Денежные средства, полученные Обществом в результате продажи имущества, поступают в конкурсную массу.
Задачей конкурсного производства является не обеспечение сохранности имущества должника, а, напротив, реализация имущества должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет денежных средств, полученных от продажи имущества должника.
Конкурсное производство в отношении Общества длится уже более трех лет.
Удовлетворение заявления ФНС приведет к затягиванию процедуры конкурсного производства, увеличению текущих расходов на ее проведение и, в конечном итоге - к уменьшению конкурсной массы, за счет которой производится удовлетворение требований кредиторов.
Судом установлено, что на момент рассмотрения заявления конкурсная масса сформирована, конкурсным управляющим принимаются меры к завершению конкурсного производства, требования всех кредиторов, в том числе и заявителя, находящиеся в реестре кредиторов, погашены в сумме основного долга в полном объеме.
Таким образом, доводы ФНС о том, что непринятие судом заявленных обеспечительных мер приведет к ухудшению имущественного положения должника и его кредиторов, являются необоснованными.
Обеспечительные меры, о принятии которых заявила ФНС, являются ограничениями по распоряжению имуществом должника.
В удовлетворении заявления ФНС отказано правомерно, ввиду чего кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.09.2007 по делу N А56-14721/2000 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
|
О.Г. Соснина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 марта 2008 г. N А56-14721/2000
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника