Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 марта 2008 г. N А26-9542/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Коняевой Е.В. и Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев 26.03.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Кемского муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.11.2007 по делу N А26-9542/2006 (судья Курчакова В.М.),
установил:
Прокурор Республики Карелия в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным постановления главы самоуправления г. Кеми и района от 02.12.2005 N 765 "Об утверждении плана границ земельного участка и предоставлении его ООО "КЛДЗ-лесозаготовки".
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечена администрация местного самоуправления города Кеми и Кемского района, именуемая в настоящее время администрацией Кемского муниципального района (далее - Администрация).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия (далее - Росприроднадзор), Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия (далее - Россельхознадзор), Невско-Ладожское бассейное водное управление (далее - Водное управление), общество с ограниченной ответственность "КЛДЗ-лесозаготовки" (далее - ООО "КЛДЗ-лесозаготовки").
Решением от 28.11.2007 суд признал оспариваемое постановление недействительным как не соответствующее Водному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральному закону от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Положению о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.96 N 1404.
В апелляционном порядке решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение от 28.11.2007 и прекратить производство по делу, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Податель жалобы указывает на следующее: оспариваемое постановление не является решением о первичном предоставлении земельного участка ООО "КЛДЗ-лесозаготовки", к которому право пользования спорным земельным участком перешло в результате приобретения объектов недвижимости у закрытого акционерного общества "Кемь-лес" (далее - ЗАО "Кемь-лес"); оспариваемое постановление принято в связи с переоформлением прав на земельный участок, поэтому не подлежали применению положения статьи 112 ранее действовавшего Водного кодекса Российской Федерации 1995 года; суд не учел, что с 01.01.2007 вступил в действие новый Водный кодекс Российской Федерации, которым не предусмотрено согласование предоставления земельного участка, расположенного в водоохраной зоне, с федеральным исполнительным органом в области управления использованием и охраной водного фонда.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Проверив законность решения в кассационном порядке, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, главой самоуправления г. Кеми и района на основании ходатайства ООО "КЛДЗ-лесозаготовки" принято постановление от 02.12.2005 N 765 об утверждении плана границ земельного участка из земель поселений общей площадью 32 642 кв. м с кадастровым номером 10:02:070302:001, расположенного по адресу: Республика Карелия, Кемский район, поселок Авнепорог, и предоставлении его ООО "КЛДЗ-лесозаготовки" в аренду сроком на 11 месяцев для размещения зданий ремонто-механических мастерских.
На основании данного постановления Администрация (арендодатель) и ООО "КЛДЗ-лесозаготовки" (арендатор) заключили договор от 06.12.2005 N 246 аренды названного земельного участка.
Прокурор, указывая на то, что данный земельный участок находится в водоохранной зоне реки Кемь и предоставлен ООО "КЛДЗ-лесозаготовки" в аренду в нарушение статьи 112 Водного кодекса Российской Федерации 1995 года без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления главы самоуправления г. Кеми и района от 02.12.2005 N 765.
Кассационная инстанция считает, что арбитражный суд правомерно удовлетворил требование прокурора.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по требованию прокурора ненормативный правовой акт органа местного самоуправления может быть признан арбитражным судом недействительным в том случае, если оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 111 Водного кодекса Российской Федерации 1995 года, действовавшего на момент вынесения оспариваемого постановления, для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны. Водоохраной зоной является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности.
В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, в которых запрещаются распашка земель, рубка и кочевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, а также другая деятельность, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом. В таких зонах этим же Кодексом разрешено размещение объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйств, а также водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование.
Порядок установления размеров и границ водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.96 N 1404 утверждено Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах (далее - Положение о водоохранных зонах). Минимальные размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных на территории Республики Карелия, определены постановлением правительства Республики Карелия от 07.07.2003 N 85-П, в соответствии с которым минимальная ширина водоохранной зоны реки Кемь составляет 1000 метров, а ее прибрежной защитной полосы - 100 метров.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что спорный земельный участок находится в водоохраной зоне реки Кемь бассейна Белого моря.
В статье 112 Водного кодекса Российской Федерации 1995 года в качестве обязательного условия предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков в водоохранных зонах водных объектов предусмотрено согласование с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда. Таким органом в Республике Карелия является Водное управление.
Поскольку предоставление земельного участка в аренду ООО "КЛДЗ-лесозаготовки" осуществлено без согласования с Водным управлением, арбитражный суд правомерно признал оспариваемое постановление не соответствующим требованиям статьи 112 Водного кодекса Российской Федерации 1995 года.
По результатам согласования с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда для лица, которому предоставляется земельный участок, находящийся в водоохранной зоне, устанавливается особый правовой режим хозяйственной деятельности и порядок использования такого участка с учетом выполнения мероприятий, обеспечивающих охрану водного объекта от загрязнения, засорения и истощения. Органы государственной власти или местного самоуправления, осуществляющие предоставление таких земельных участков, должны учесть данный правовой режим при вынесении ненормативных актов об их предоставлении и при заключении соответствующих договоров с землепользователями.
Суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельным довод Администрации о том, что не требовалось проводить согласование, предусмотренное статьей 112 Водного кодекса Российской Федерации 1995 года, поскольку постановлением от 02.12.2005 N 765 произведено не первичное предоставление земельного участка, а переоформление прав на него новому собственнику расположенных на нем объектов недвижимости. Из материалов дела видно, что площадь земельного участка, предоставленного оспариваемым постановлением ООО "КЛДЗ-лесозаготовки", значительно превышает площадь земельного участка (2,84 га), который отводился в постоянное пользование ЗАО "Кемь-лес" - прежнему собственнику зданий гаража и конторы, перешедших в собственность ООО "КЛДЗ-лесозаготовки". Иными являются границы спорного участка.
Поскольку постановление от 02.12.2005 N 765 является актом о первичном предоставлении ООО "КЛДЗ-лесозаготовки" вновь сформированного земельного участка в иных границах и иной площади, то при его предоставлении требовалось согласование, предусмотренное статьей 112 Водного кодекса Российской Федерации 1995 года.
Ввиду отсутствия согласования с Водным управлением землепользователю не были установлены требования по соблюдению водоохранного режима в водоохраной зоне реки Кемь. Между тем Положением о водоохранных зонах, действовавшим на момент принятия оспариваемого постановления, был установлен запрет на осуществление деятельности по ремонту автомобилей. Как видно из материалов дела, ООО "КЛДЗ-лесозаготовки" в 2007 году за неоднократные нарушения на названном земельном участке требований Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Водного кодекса Российской Федерации было привлечено к административной ответственности.
Администрация в кассационной жалобе ссылается на то, что, признав полностью недействительным оспариваемое постановление, суд не принял во внимание пункт 5 данного постановления, в котором идет речь о прекращении права постоянного пользования на земельные участки ЗАО "Кемь-лес". Однако пункт 5 оспариваемого постановления принят ввиду предоставления в пользование спорного земельного участка ООО "КЛДЗ-лесозаготовки", которое суд счел незаконным.
Поскольку при принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную его отмену, решение от 28.11.2007 следует оставить в силе, а в удовлетворении жалобы - отказать.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.11.2007 по делу N А26-9542/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Кемского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
Е.В. Коняева |
|
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 марта 2008 г. N А26-9542/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника