Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 марта 2008 г. N А52-1540/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Кустова А.А. и Тарасюка И.М., при участии от общества с ограниченной ответственностью "СПК-Псков" Николаевой Г.В. (доверенность от 04.12.2006,
рассмотрев 12-13.03.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия города Пскова "Псковские тепловые сети" на решение Арбитражного суда Псковской области от 24.09.2007 (судья Яковлев А.Э.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2007 (судьи Носач Е.В., Елагина O.K., Митрофанова О.Б.) по делу N А52-1540/2007,
установил:
Муниципальное предприятие города Пскова "Псковские тепловые сети" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СПК-Псков" (далее - Общество) о взыскании 382 094 руб. 72 коп. задолженности на основании договора от 01.06.2006 N 592 (с учетом уточнения размера иска).
Решением суда от 24.09.2007, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2007, в удовлетворении требований о взыскании задолженности отказано. С Предприятия в пользу Общества взыскано 15 000 руб. судебных расходов.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить судебные акты и принять новое решение о взыскании суммы долга с ответчика, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, Псковская городская Дума не наделена законом Псковской области полномочиями по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию. Истец считает, что население и юридические лица должны оплачивать тепловую энергию по одному тарифу, установленному приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам (далее - Комитет по тарифам) от 31.10.2006 N 28.
В отзыве Общество, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании 12.03.2008 представитель Общества поддержал доводы отзыва.
Предприятие о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
По делу был объявлен перерыв до 13.03.2008. Представители сторон в судебное заседание после перерыва не явились.
Законность решения суда и постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Предприятие (энергоснабжающая организация) и Общество (абонент) заключили договор от 01.06.2006 на оказание услуг по теплоснабжению (услуги отопления и горячего водоснабжения) собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, указанных в приложении к настоящему договору.
В соответствии с пунктом 2.1 предметом договора от 01.06.2006 для энергоснабжающей организации является поставка абоненту тепловой энергии в горячей воде через присоединенную тепловую сеть до границы раздела эксплуатационной ответственности сторон.
Расчеты за тепловую энергию производятся по тарифам, утвержденным органом государственного регулирования согласно платежным документам, выписываемым энергоснабжающей организацией (пункт 6.1 договора).
Предприятие, применив при расчете стоимости отпущенной тепловой энергии в горячей воде средний одноставочный тариф в размере 569 руб./Гкал (без НДС), утвержденный приказом Комитета по тарифам от 31.10.2006 N 28, предъявил к оплате Обществу 600 470 руб. 82 коп. за январь-апрель 2007 года за пользование тепловой энергией в соответствии с договором.
Общество, полагая, что расчет стоимости поставленной тепловой энергии в горячей воде должен производиться исходя из тарифов для населения, утвержденных постановлением Псковской городской Думы от 29.12.2005 N 553, от оплаты указанной суммы отказался.
Предприятие обратилось в суд с настоящим иском (с учетом уменьшения размера исковых требований до 382 094 руб. 72 коп.).
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
Постановлением Псковской городской Думы от 29.12.2005 N 553 "Об оплате за жилищно-коммунальные услуги" установлены ставки платы за услуги по отоплению для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности в городе Пскове (приложение N 7), и ставки платы за услуги по горячему водоснабжению для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности города Пскова (приложение N 8). Это постановление принято, по мнению судов, в пределах полномочий, предоставленных органам местного самоуправления по вопросам регулирования тарифов на тепловую энергию. Судами также установлено, что электроэнергия поставлялась не для собственных нужд Общества, а для потребления ее населением, проживающим в жилых домах N 1 и N 7, расположенных в городе Пскове по улице Доставалова. При этом ответчик является организацией, созданной с целью обеспечения совместного управления, эксплуатации комплекса недвижимого имущества, владения, пользования и в установленных случаях распоряжения общим имуществом. Бюджетные средства для возмещения истцу разницы в тарифах ответчику не выделяются.
Судами сделан вывод о том, что поскольку нормативными правовыми актами органа местного самоуправления города Пскова установлены единые размеры тарифов на услуги, оказываемые истцом для нужд граждан, независимо от формы собственности жилых домов, в которых они проживают, у Предприятия отсутствуют правовые основания для применения в расчетах с ответчиком тарифов, установленных для юридических лиц, за услуги, предоставляемые населению.
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию.
Приказом Комитета по тарифам от 31.10.2006 N 28 в отношении Предприятия установлен средний одноставочный тариф на отпуск тепловой энергии в размере 569 руб./Гкал (без учета налога на добавленную стоимость).
Постановлением Псковской городской Думы от 29.12.2005 N 553 "Об оплате за жилищно-коммунальные услуги" также утверждены ставки платы за услуги по отоплению для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности в городе Пскове (приложение N 7), и ставки платы за услуги по горячему водоснабжению для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности города Пскова (приложение N 8).
В соответствии со статьей 6 Закона N 41-ФЗ органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
Согласно пункту 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 этого Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Как обоснованно указано в жалобе Предприятия, в деле нет доказательств того, что Псковская городская Дума законом Псковской области наделена полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию.
Вместе с тем судами правильно указано на то, что согласно условиям договора от 01.06.2006 расчет за потребленную тепловую энергию производится по тарифам соответствующих групп потребителей, утвержденным действующим законодательством.
Исходя из статуса Общества в правоотношениях, связанных с обеспечением жильцов дома коммунальными услугами, при реализации услуг по энергоснабжению по регулируемым тарифам услуги, предназначенные жильцам, оплачиваются по тарифам, установленным для населения, а не для юридических лиц.
Приказом Комитета по тарифам группа потребителей "население" не выделена. Поэтому у истца отсутствуют правовые основания для применения в расчетах с ответчиком тарифов, установленных для юридических лиц, за услуги, предоставляемые населению.
Более того, решением от 09.03.2007 N 419 "О бюджете города Пскова на 2007 год" Псковская городская Дума предусмотрела выплату Предприятию субсидий на покрытие убытков, возникающих в связи с продажей населению услуг теплоснабжения по ценам, утвержденным Псковской городской Думой.
При таких обстоятельствах не имеется оснований считать, что применением тарифов, утвержденных Псковской городской Думой, права истца нарушены.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда и постановление апелляционной инстанции законными и обоснованными, а жалобу Предприятия - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 24.09.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2007 по делу N А52-1540/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального предприятия города Пскова "Псковские тепловые сети" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Судьи |
А.А. Кустов |
|
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 марта 2008 г. N А52-1540/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника