Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 апреля 2008 г. N А21-3665/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 апреля 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 марта 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 марта 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 марта 2007 г.
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 мая 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05 февраля 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Любченко И.С., Мунтян Л.Б., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Продукты питания Калининград" генерального директора Лунева Т.П. (решение от 22.06.07 N 26-2), Каровайчика Д.В. (доверенность от 01.11.07),
рассмотрев 02.04.08 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Северо-Западного таможенного управления и Калининградской таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.08.07 (судья Шкутко О.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.07 (судьи Зотеева Л.В., Борисова Г.В., Шульга Л.А.) по делу N А21-3665/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Продукты питания Калининград" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным требования Калининградской таможни (далее - таможня) от 05.07.06 N 10205000/050706/0000069 об уплате 3 786 086 руб. 90 коп. таможенных платежей и 316 390 руб. 65 коп. пеней.
Решением суда от 12.09.06 обществу отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.12.06 решение суда отменено. Апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная компания "Балтптицепром" (далее - ООО "ТПК "Балтптицепром").
Постановлением апелляционного суда от 26.01.07 обществу отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.05.07 решение от 12.09.06 и постановление от 26.01.07 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением суда от 04.06.07 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Северо-Западное таможенное управление (далее - СЗТУ).
Решением суда от 23.08.07 оспариваемое требование таможни признано недействительным.
Постановлением апелляционной инстанции 10.12.07 решение от 23.08.07 оставлено без изменения.
В кассационных жалобах СЗТУ и таможня просят отменить судебные акты как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению подателей жалоб, у общества, не принимавшего участия в аукционе по продаже квот, отсутствует право на помещение товара, в отношении которого установлены количественные ограничения, под таможенный режим свободной таможенной зоны.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение от 23.08.07 и постановление от 10.12.07 без изменения.
В судебном заседании представители общества возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей СЗТУ, таможни и ООО "ТПК "Балтптицепром", надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что общество подало в таможню грузовую таможенную декларацию N 10205010/120905/П048464, согласно которой в таможенном режиме свободной таможенной зоны заявлен товар - мороженные необваленные четвертины (окорочка) домашних кур вида GALLUS DOMESTICUS. Товар выпущен в соответствии с заявленным таможенным режимом. В ходе проверки документов и сведений после выпуска товара выявлено, что у заявителя отсутствует свидетельство на право ввоза товара в Особую экономическую зону в Калининградской области на льготных условиях. В связи с неправомерным освобождением декларанта от уплаты таможенных пошлин, налогов ему направлено требование от 05.07.06 N 10205000/050706/0000069 об уплате 3 786 086 руб. 90 коп. таможенных платежей и 316 390 руб. 65 коп. пеней.
Признавая оспариваемое требование таможенного органа недействительным, суды первой и апелляционной инстанций указали на ввоз обществом товара в пределах выделенных Правительством Российской Федерации квот, что расценено как соблюдение мер по количественному регулированию внешнеторговой деятельности.
Кассационная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, а изложенные в обжалуемых судебных актах выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частями 1 (пункт 2) и 4 статьи 7 Федерального закона от 22.01.96 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" в Особой экономической зоне действует таможенный режим свободной таможенной зоны, согласно которому товары, ввозимые из других стран в Особую экономическую зону, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов), а по подакцизным товарам кроме таможенных сборов, акцизов и налога на добавленную стоимость. К отдельным видам товаров и услуг могут применяться меры экономической политики (меры по количественному государственному регулированию внешнеторговой деятельности). Администрация по согласованию с Правительством Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения режима свободной таможенной зоны и исключения из этого режима, направленные на защиту местных производителей товаров (работ, услуг).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2000 N 526 (далее - Постановление от 14.07.2000 N 526) на 2000-2005 годы установлены количественные ограничения на отдельные виды товаров (включая мясо и пищевые субпродукты домашней курицы), ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны, действующем на территории Особой экономической зоны в Калининградской области.
В силу пункта 1 Постановления от 14.07.2000 N 526 количественные ограничения используются путем продажи квот по товарам на аукционах, проводимых в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 830 "Об установлении на 1998-2000 годы количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области". К товарам, ввозимым на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области сверх количеств, предусмотренных в приложении к названному Постановлению, указанный таможенный режим не применяется.
Согласно Положению о проведении аукционов по продаже квот по товарам при установлении Правительством Российской Федерации количественных ограничений в отношении ввоза отдельных видов товаров из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны, действующем на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.98 N 830, победа на аукционе дает право на получение свидетельства, позволяющего его обладателю ввозить товары в таможенном режиме свободной таможенной зоны в указанных в нем объемах и не подлежащего передаче другим лицам.
Как следует из материалов дела, общество не обладает свидетельством на право ввоза товара в Особую экономическую зону в Калининградской области на льготных условиях, а следовательно, не имеет права помещения товара под таможенный режим свободной экономической зоны. При таможенном оформлении товара заявитель представил в таможню свидетельство, выданное ООО "ТПК "Балтптицепром". Право на ввоз в Калининградскую область в пределах квоты товаров, в отношении которых установлены количественные ограничения, не существует абстрактно, а всегда принадлежит конкретному субъекту - победителю аукциона. Это право является публичным и не может быть переуступлено другому лицу.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций о ввозе заявителем товара в пределах квоты является ошибочным, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а заявление общества - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.08.07 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.07 по делу N А21-3665/2006 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Продукты питания Калининград" о признании недействительным требования Калининградской таможни от 05.07.06 N 10205000/050706/0000069 отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Продукты питания Калининград" судебные расходы в виде государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции: 1 000 руб. в пользу Северо-Западного таможенного управления и 1 000 руб. в пользу Калининградской таможни.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
Судьи |
И.С. Любченко |
|
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 апреля 2008 г. N А21-3665/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника