Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 марта 2008 г. N А52-1103/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М., судей Кирейковой Г.Г., Сосниной О.Г., при участии от администрации Псковской области Цибулькиной Л.М. (доверенность от 23.03.2005), от управления Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу Брюхиной Н.В. (доверенность от 14.01.2008), Мещерова P.P. (доверенность от 15.01.2008),
рассмотрев 06.03.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 11.07.2007 (судья Радионова И.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2007 (судьи Потеева А.В., Богатырева В.А., Чельцова Н.С.) по делу N А52-1103/2007,
установил:
Заместитель прокурора Псковской области в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным распоряжения администрации Псковской области (далее - Администрация) от 23.04.2007 N 93-р "О ликвидации государственного учреждения "Областной медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв" (далее - Центр).
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Управление Федерального агентства по государственным резервам по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление), Центр, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Минздрав РФ) и государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации (далее - Комитет).
Решением суда от 11.07.2007, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2007, заявление прокурора удовлетворено, оспариваемое распоряжение признано недействительным.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, просит отменить решение и постановление. Податель жалобы ссылается на то, что вопросы создания государственного учреждения здравоохранения и его ликвидации законодательно не отнесены к предмету совместного ведения Российской Федерации (далее - РФ) и ее субъектов, а потому в соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) решение о ликвидации принимается учредителем, которым Администрация в данном случае и является. Закрепление в уставе учреждения правила о том, что решение о ликвидации Центра принимается с учетом мнения органа федеральной власти (Минздрава РФ), по мнению подателя жалобы, не имеет правового значения, поскольку право разрешения или отказа в ликвидации учреждения не входит в компетенцию министерства, а дополнительные полномочия уставом государственного учреждения не могут быть предоставлены. Также Администрация полагает, что с учетом полномочий, предоставленных субъектам РФ в сфере формирования государственного материального резерва, органами исполнительной власти субъектов РФ не предусматривается создание соответствующих учреждений.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что распоряжением администрации города Пскова от 12.07.1994 N 1659-р зарегистрировано государственное учреждение - База спецмедснабжения Комитета здравоохранения администрации Псковской области (далее - База), которая являлась правопреемником Базы спецмедснабжения облздравотдела Псковского областного Совета депутатов трудящихся. Основной вид деятельности учреждения - сохранность материалов второй группы. В 1997 году База переименована в государственное учреждение "Областной медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв".
Распоряжением от 23.07.2007 N 93-р Администрацией принято решение о ликвидации Центра.
Заместитель прокурора Псковской области, считая распоряжение Администрации не соответствующим действующему законодательству, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Администрация возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что она является учредителем Центра в лице Комитета здравоохранения Псковской области и вправе ликвидировать его. При этом Администрация указывала, что имущество, закрепленное за Центром, находится в федеральной собственности, следовательно, законных оснований для содержания Псковской областью учреждения, осуществляющего, по мнению Администрации, исключительно федеральные полномочия, не имеется.
Заявление Прокурора поддержано Центром и Управлением. Минздрав РФ по заявленному спору отзыв в суд не направил.
Суд первой инстанции признал распоряжение о ликвидации Центра недействительным, установив следующее.
Центр относится к государственным учреждениям субъекта Российской Федерации (Псковской области), что подтверждается уставом Центра и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Из содержания устава Центра следует, что целью его деятельности являются организация и выполнение мероприятий по накоплению, хранению, сбережению и освежению материальных ценностей мобилизационного резерва (пункт 6).
Имущество, закрепленное за государственным учреждением на праве оперативного управления внесено в реестр федерального имущества, о чем Центру выдано свидетельство.
Согласно пункту 28 статьи 6 устава решение о прекращении деятельности Центра в виде его ликвидации либо реорганизации на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством РФ, принимается Комитетом здравоохранения Псковской области на основании указания Минздрава РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон N 79-ФЗ) органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, а также общественные и иные организации не вправе вмешиваться в деятельность организаций по формированию, хранению и обслуживанию запасов государственного рэзерва, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в отношении государственного резерва определены в статье 7 Закона N 79-ФЗ и сводятся к даче согласия на размещение на подведомственных им территориях организаций для хранения материальных ценностей государственного резерва. В случае необходимости органы государственной власти субъектов РФ могут обращаться в установленном порядке с просьбами о заимствовании или разбронировании материальных ценностей из государственного резерва, а также с предложениями о закладке материальных ценностей в государственный резерв.
В силу подпункта 52 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопроса создания мобилизационных органов в зависимости от объема мобилизационных заданий (заказов) или задач по проведению мероприятий по переводу экономики субъекта РФ на работу в условиях военного времени и обеспечения условий работникам созданных мобилизационных органов.
Таким мобилизационным органом является Центр, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Судом установлено, что мобилизационное задание с Псковской области не снято, из перечня организаций, осуществляющих хранение материальных ценностей государственного резерва, Центр не исключен, вопрос о передаче материальных ценностей государственного материального резерва какой-либо организации при ликвидации Центра не согласован и не решен.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции полагает, что решение суда и постановление апелляционной инстанции являются законными, а изложенная в них правовая позиция правильной.
Довод жалобы о том, что Центр как лицо, занимающееся только мероприятиями мобилизационного назначения и осуществляющее исключительно федеральные полномочия, признается государственным учреждением РФ, противоречит уставу Центра и сведениям, содержащимся в Реестре. Кроме того, Центр является учреждением здравоохранения особого типа, созданным субъектом Федерации в лице уполномоченного органа - Комитета, в связи с чем при ликвидации такого учреждения необходимо исходить не только из формального толкования статьи 61 ГК РФ, но и из принципа обеспечения защиты государства в военное время.
Решение о ликвидации Центра, имеющего в оперативном управлении имущество, находящееся в федеральной собственности, должно приниматься с учетом позиции федерального органа исполнительной власти, которым в данном случае является Минздрав РФ.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает решение и постановление апелляционного суда законными и обоснованными, а жалобу Администрации - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 11.07.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.20.07 по делу N А52-1103/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Тарасюк |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
|
О.Г. Соснина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 марта 2008 г. N А52-1103/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника