Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 апреля 2008 г. N А42-4148/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Кравченко Т.В. и Старченкова В.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Кольская энергосбытовая компания" Раковой Т.С. (доверенность от 03.03.2008), от общества с ограниченной ответственностью "Коларегионэнергосбыт" Орловой М.А. (доверенность от 14.12.2007),
рассмотрев 31.03.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кольская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.10.2007 (судья Востряков К.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2007 (судьи Савицкая И.Г., Гафиатуллина Т.С, Тимошенко А.С.) по делу N А42-4148/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Кольская энергосбытовая компания" (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным постановления Комитета по тарифному регулированию Мурманской области (далее - Комитет) от 25.05.2007 N 14/1 "О гарантирующем поставщике на территории Мурманской области" и обязании Комитета вынести решение о включении зоны деятельности гарантирующего поставщика открытого акционерного общества "Кандалакшская горэлектросеть" (далее - общество "Кандалакшская горэлектросеть") в зону деятельности Компании в течение десяти дней с момента вступления в силу решения суда.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены общество "Кандалакшская горэлектросеть" и общество с ограниченной ответственностью "Коларегионэнергосбыт" (далее - общество "Коларегионэнергосбыт").
Решением суда от 24.10.2007, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2007, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Компания просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, вывод судов о том, что Правилами предусмотрены специальные нор мы по передаче прав и обязанностей гарантирующего поставщика, является ошибочным и противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации. Компания считает, что функции гарантирующего поставщика общества "Кандалакшская горэлектросеть" неправомерно переданы обществу "Коларегионэнергосбыт" на основании соглашения от 24.04.2007, которое не соответствует действующему законодательству, поскольку передача функций гарантирующего поставщика другой организации не предусмотрена. Истец считает, что общество "Кандалакшская горэлектросеть" отказалось от статуса гарантирующего поставщика. Вывод суда об обратном, по мнению Компании, не соответствует материалам дела и положениям Правил. Кроме того, истец ссылается на то, что, приняв оспариваемое постановление, Комитет превысил свои полномочия и незаконно лишил Компанию территории рынка сбыта электроэнергии, находящегося у гарантирующего поставщика - общества "Кандалакшская горэлектросеть".
В отзыве Комитет просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как принятые на основании полно, всесторонне исследованных доказательств и обстоятельств дела. Комитет ссылается на отсутствие законных оснований для отказа в удовлетворении заявления общества "Кандалакшская горэлектросеть", поданного в соответствии с пунктом 42 Правил, и присвоении обществу "Коларегионэнергосбыт" статуса гарантирующего поставщика. Заинтересованное лицо указывает на то, что его полномочия на принятие оспариваемого ненормативного акта следуют из норм Правил и, кроме того, подтверждены постановлением Правительства Мурманской области от 25.10.2007 N 500-ПП/19.
В отзыве общество "Коларегионэнергосбыт", ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы жалобы, а представитель общества "Коларегионэнергосбыт" - доводы отзыва.
Комитет и общество "Кандалакшская горэлектросеть" о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда и постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, постановлением от 23.10.2006 N 28/1 Комитет до проведения конкурса присвоил организациям, соответствующим требованиям подпунктов "а" и "б" пункта 36 Правил, статус гарантирующих поставщиков на территории Мурманской области в пределах соответствующих границ, в том числе Компании и обществу "Кандалакшская горэлектросеть".
Постановлением Комитета от 27.10.2006 N 30/12 обществу "Кандалакшская горэлектросеть" также присвоен статус гарантирующего поставщика в связи с -передачей прежним гарантирующим поставщиком, ГОУТП "ТЭКОС", прав и обязанностей по договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии) потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим ГОУТП "ТЭКОС" на праве хозяйственного ведения, в границах балансовой принадлежности указанных электрических сетей.
Единственным акционером общества "Кандалакшская горэлектросеть" от 29.01.2007 N 1 принято решение о передаче энергосбытовой функции (прав и обязанностей по заключенным на момент передачи прав и обязанностей договорам энергоснабжения) обществу "Коларегионэнергосбыт". В связи с этим общество "Кандалакшская горэлектросеть" направило в Комитет заявление от 31.01.2007 N 33/у о присвоении обществу "Коларегионэнергосбыт" статуса гарантирующего поставщика на основании пункта 42 Правил, включении общества "Коларегионэнергосбыт" в реестр гарантирующих поставщиков и исключении из него общества "Кандалакшская горэлектросеть".
Постановлением Комитета от 25.05.2007 N 14/1 обществу "Коларегионэнергосбыт" присвоен статус гарантирующего поставщика на период с 04.06.2007 до смены гарантирующего поставщика по результатам первого конкурса; ему переданы права и обязанности гарантирующего поставщика общества "Кандалакшская горэлектросеть" по договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии) потребителей, энергопринимающие... устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим обществу "Кандалакшская горэлектросеть" на праве собственности или на ином законном основании, в границах балансовой принадлежности указанных электрических сетей.
Компания посчитала постановление Комитета N 14/1 незаконным и обратилась в арбитражный суд. При этом заявитель указал, что общество "Коларегионэнергосбыт" не отвечает требованиям, предъявляемым Правилами к гарантирующему поставщику, и может стать им только по итогам конкурса. По мнению Компании, поскольку общество "Кандалакшская горэлектросеть" фактически отказалось от статуса гарантирующего поставщика, его территория должна перейти в зону деятельности заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что передача обществом "Кандалакшская горэлектросеть" энергосбытовой функции осуществлена без нарушения законодательства Российской Федерации. Заявление этого лица в Комитет не свидетельствует о его отказе от статуса гарантирующего поставщика. Более того, Правилами предусмотрены специальные нормы по передаче прав и обязанностей гарантирующего поставщика, которые обществом "Кандалакшская горэлектросеть" не нарушены. Суд сделал вывод о том, что Комитет действовал в пределах предоставленных ему полномочий и не нарушил прав и законных интересов Компании.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Кассационная коллегия считает судебные акты законными и обоснованными.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) гарантирующим поставщиком электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) является коммерческая организация, обязанная в соответствии с названным Законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию.
В силу статьи 38 Закона N 35-ФЗ порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика определяется основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 36-ФЗ) до даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики оптовый рынок электрической энергии (мощности) и розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 31.08.2006 N 530 утвердило Правила, разделом II которого установлен порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика.
Согласно пункту 16 Правил статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса или при возникновении предусмотренных Правилами оснований, обусловливающих возможность смены гарантирующего поставщика.
Пунктом 36 Правил установлено, что до определения победителя первого конкурса гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации с даты вступления в силу Правил являются:
а) акционерные общества энергетики и электрификации и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации акционерных обществ энергетики и электрификации и являющиеся правопреемниками таких акционерных обществ по договорам энергоснабжения или приобретшие права и обязанности по таким договорам в результате реализации иных мер, обеспечивающих выполнение требований статьи 6 Закона N 36-ФЗ;
б) энергоснабжающие организации, которые на дату вступления в силу Правил осуществляют поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн. кВт/ч в год для снабжения граждан-потребителей и (или) финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к принадлежащим таким организациям на праве собственности или ином законном основании электрическим сетям, либо энергосбытовые организации, которые в порядке правопреемства или на ином законном основании приобретают (приобрели) права и обязанности таких энергоснабжающих организаций по договорам энергоснабжения.
Пунктом 56 Правил на уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в случаях если такие уполномоченные органы не определены) возложена обязанность в течение 45 дней с даты вступления в силу Правил согласовать определенные в соответствии с пунктами 54 и 55 Правил границы зон деятельности гарантирующих поставщиков.
При этом в соответствии с пунктом 42 Правил в случае реорганизации гарантирующего поставщика или передачи им соответствующих прав и обязанностей на ином законном основании другой организации на период до смены гарантирующего поставщика по результатам конкурса статус гарантирующего поставщика присваивается организации, которой переданы обязательства реорганизованного (реформированного) гарантирующего поставщика по всем заключенным на момент реорганизации (передачи прав и обязанностей) договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае если в результате реорганизации (передачи прав и обязанностей) возникает 2 и более исполнителя по указанным договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии), организация, которой в соответствующей зоне присваивается статус гарантирующего поставщика, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании заявления гарантирующего поставщика с учетом соответствия такой организации требованиям, предусмотренным пунктом 25 названных Правил.
В указанных случаях гарантирующий поставщик или организация, принимающая на себя обязательства по заключенным договорам, не позднее чем за один месяц до завершения реорганизации (передачи прав и обязанностей по заключенным на момент реформирования договорам) обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с заявлением по форме согласно приложению N 4 с приложением документов, подтверждающих переход прав и обязанностей.
Оспариваемым постановлением Комитета N 14/1 на основании соглашения общества "Кандалакшская горэлектросеть" и общества "Коларегионэнергосбыт" от 24.04.2007, заявления и приложенных к нему документов функции гарантирующего поставщика, общества "Кандалакшская горэлектросеть", переданы обществу "Коларегионэнергосбыт".
В соответствии с частью четвертой статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основания для признания ненормативного правового акта недействительным предусмотрены частью второй статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами дана правильная оценка доводу Компании об отсутствии у Комитета полномочий для принятия оспариваемого постановления. Поскольку на момент издания этого ненормативного акта в Мурманской области не был определен орган исполнительной власти, уполномоченный регулировать деятельность гарантирующих поставщиков, Комитет правомерно осуществлял его функции, что следует из пунктов 39, 40, 56 Правил. Более того, постановлением Правительства Мурманской области от 25.10.2007 N 500-ПП/19 Комитет назначен органом, осуществляющим функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков на территории Мурманской области.
Кассационная инстанция считает правильным и вывод судов о соответствии соглашения от 24.04.2007 действующему законодательству, поскольку законодательством, регулирующим правоотношения в сфере электроснабжения, не предусмотрено запрета на передачу энергосбытовых функций организациям, соответствующим требованиям пункта 25 Правил. Судебные инстанции правомерно указали на то, что возможность передачи до проведения конкурса прав и обязанностей гарантирующего поставщика иному отвечающему требованиям, Правил лицу на любом законном основании установлена пунктом 42 Правил, специально предусматривающем названный случай. В качестве причины смены гарантирующего поставщика пунктом 42 Правил определена не только реорганизация, но и реформирование прежнего гарантирующего поставщика. В связи с этим положения Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующие вопросы реорганизации, на которые ссылается Компания, применяются с учетом положений Законов N 35-ФЗ и 36-ФЗ. Так, в силу статьи 6 Закона N 36-ФЗ с 01.04.2006 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в, границах одной ценовой зоны оптового рынка. Во исполнение этой нормы Закона N 36-ФЗ обществом "Кандалакшская горэлектросеть" и обществом "Коларегионэнергосбыт" подписано соглашение от 24.04.2007, касающееся реформирования видов деятельности прежнего гарантирующего поставщика.
В этой связи суды правомерно не согласились с доводом Компании о том, что общество "Кандалакшская горэлектросеть" отказалось от статуса гарантирующего поставщика. Факт передачи прав и обязанностей гарантирующего поставщика третьему лицу ввиду невозможности выполнения этих функций в силу прямого указания закона не свидетельствует об отказе от этого статуса.
Ссылка Комитета в постановлении N 14/1 на пункты 93-96 Правил не противоречит законодательству и не затрагивает прав и интересов заявителя.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод о том, что постановление N 14/1 Комитета соответствует положениям Законов N 35-ФЗ и 36-ФЗ, Правилам и не нарушает прав и законных интересов Компании, а следовательно, основания для признания его недействительным отсутствуют.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает решение суда и постановление апелляционной инстанции законными и обоснованными, а жалобу Компании - не подлежащей удовлетворению.
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.10.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2007 по делу N А42-4148/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кольская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Судьи |
Т.В. Кравченко |
|
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 апреля 2008 г. N А42-4148/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника