Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 апреля 2008 г. N А66-7474/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Мунтян Л.Б., Самсоновой Л.А.,
при участии от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Тверской области Самсоновой A.M. (доверенность от 10.01.08 N5), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 29.11.2007 (судья Перкина В.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2008 (судьи Мурахина Н.В., Маганова Т.В., Осокина Н.Н.) по делу N А66-7474/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Надежда Плюс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) от 24.10.2007 N 251 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции от 29.11.2007, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2008, заявленные требования удовлетворены: оспариваемое постановление налогового органа признано незаконным и отменено в части наложения штрафа в размере 30 000 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций обстоятельствам дела и на неправильное применение ими норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение и постановление судов без изменения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 09.10.2007 сотрудниками налогового органа на основании поручения от 09.10.2007 N 81 проведена проверка магазина, принадлежащего Обществу, расположенного по адресу: г. Торжок, ул. Дзержинского, дом 115.
В ходе проверки налоговым органом установлен факт нахождения в розничной продаже алкогольной продукции (водка "Медофф Королевский" емк. 0,5 л., производитель фирма "Союз-Виктан" ЛТД (ООО), Украина, г. Киев, ул. Шота Руставели, 38Б-12, акцизная марка 002 28702357. 002 28702369. 002 28702370, 002 28702371 в количестве 4 бутылок по цене 163 рубля 00 копеек за одну бутылку, дата розлива - 28.09.2006; бренди "Наполеон" емк. 0,7 л., производитель Перез Баркеро С.A. Montilla, Испания, акцизная марка 003 82069838, в количестве 1 бутылки по цене 376 рублей 00 копеек за одну бутылку, дата розлива 15.06.2007; вино виноградное натуральное красное сухое "Ла птит паради" емк. 0,75 л.,. производитель LES CELLIERS DU BELLAY, Франция, акцизная марка 004 02201700, 004 02201694, 004 02201693, 004 02201698, в количестве 4 бутылок по цене 127 рублей 00 копеек за одну бутылку, дата розлива 22.12.2006) без ненадлежащим образом оформленных документов, подтверждающих легальность ее оборота, а именно в разделе "Б" справки к грузовой таможенной декларации отсутствовали оригиналы оттисков печати, фамилия, имя, отчество, должность, подпись уполномоченного лица конечной организации-покупателя.
В результате чего, по мнению налоговой инспекции, Обществом нарушены положения статьи 10.2, 16, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", пункты 12, 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 с учетом изменений.
По факту выявленного правонарушения налоговой инспекцией составлен акт от 09.10.2007 N 81. Указанная алкогольная продукция в присутствии понятых у ответчика изъята, что подтверждается протоколом изъятия вещей и документов от 09.10.2007 N 81.
По итогам проверки в присутствии законного представителя Общества 17,10.2007 составлен протокол N 251 об административном правонарушении и вынесено постановление от 24.10.2007 N 251, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Обществу назначено наказание в виде 30 000 рублей штрафа.
Общество, посчитав постановление налогового органа незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.
В статье 26 Федерального закона от 22.11.95 N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) установлены ограничения и запреты в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно абзацу 6 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов и сертификатов соответствия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В силу пункта 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила N 55) при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию в том числе и с документами, подтверждающими легальность продукции. Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Пунктом 139 Правил N 55 установлено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную, копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной - декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Форма справки и порядок ее заполнения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872.
На основании пункта 6 Правил заполнения справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872, раздел "Б" справки заполняется при каждой последующей оптовой реализации (передаче) последним собственником товара (продавцом) и покупателем (получателем) и заверяется их печатями. При заполнении справки все записи, а также оттиски печатей должны быть четкими и ясными (пункт 7).
Таким образом, документы на алкогольную продукцию, в том числе грузовые таможенные декларации и прилагаемые к ним надлежаще заполненные справки, подтверждающие легальность ее производства и оборота, должны находиться непосредственно в торговой точке для того, чтобы покупатели имели возможность ознакомиться с ними.
Частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность юридических лиц за нарушение иных (то есть не предусмотренных частями 1 и 2 названной нормы) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в виде наложения штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. с конфискацией алкогольной или спиртосодержащей продукции или без таковой.
Судом установлено, что надлежащим образом оформленные справки раздела "Б" к грузовым таможенным декларациям на реализуемую алкогольную продукцию не были представлены налоговой инспекции в момент проведения проверки. Названные документы были представлены заявителем в налоговый орган после проведения проверки, но до составления протокола. Указанные обстоятельства Обществом не оспариваются.
Сам по себе факт наличия предусмотренных Законом N 171-ФЗ и Правилами N 55 документов не освобождает заявителя от административной ответственности, так как оформление ненадлежащим образом справок к грузовым таможенным декларациям образует самостоятельный состав административного правонарушения.
Поскольку у Общества фактически имелись справки к грузовым таможенным декларациям с разделами "Б" на реализуемую алкогольную продукцию, однако эти документы не были оформлены надлежащим образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о нарушении Обществом иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, признав доказанным событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем судебные инстанции посчитали возможным применить статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Суды оценили обстоятельства совершения правонарушения и пришли к выводу о том, что действия Общества не могли повлечь существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере установленного порядка продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющимся объектом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд посчитал возможным освободить Общество от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Основания для переоценки выводов суда у кассационной инстанции отсутствуют в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 29.11.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2008 по делу N А66-7474/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 апреля 2008 г. N А66-7474/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника