Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Бельмас Н.А. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-126/2022) по кассационной жалобе Тюриковой А.В. на решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 5 апреля 2022г. и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 30 июня 2022г. (N33а-2805/2022) по административному иску Тюриковой А.В. к Управлению по имущественным и земельным отношениям Грязовецкого муниципального района Вологодской области о признании незаконным решения и возложении обязанности об устранении нарушения прав.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тюрикова А.В. обратилась в суд к Управлению по имущественным и земельным отношениям Грязовецкого муниципального района Вологодской области с административным иском, в котором просила: признать незаконным решение Управления по имущественным и земельным отношениям Грязовецкого муниципального района Вологодской области от 16 декабря 2021г. об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую незаконным; обязать Управление по имущественным и земельным отношениям Грязовецкого муниципального района Вологодской области осуществить перевод земельного участка с кадастровым номером N из категории земель -земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель -земли населенного пункта.
В обоснование указала, что оснований для отказа перевода земель из одной категории в другую не имелось, поскольку земельный участок фактически находится в границах д. Троицкое, утвержденных Генеральным планом муниципального образования Юровское. Рассмотрение заявленного ходатайства относится к компетенции ответчика.
Решением Грязовецкого районного суда Вологодской области от 5 апреля 2022г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 30 июня 2022г, в удовлетворении административного иска Тюриковой А.В. отказано.
В кассационной жалобе Тюрикова А.В. просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 2004г. N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее-Федеральный закон N172-ФЗ) предусмотрено, что правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Тюрикова А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, образованного путем раздела в 2019г. принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером N на два земельных участка.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером N, площадью 10 000 кв.м, относится с категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: "адрес".
21 апреля 2020г. и 2 июля 2020г. Тюрикова А.В. обращалась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений категории (с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов") земельного участка с кадастровым номером N, в удовлетворении которых было отказано по тем основаниям, что спорный земельный участок не входит в границы населенного пункта.
Решением Грязовецкого районного суда Вологодской области от 23 июня 2021г. отказано в удовлетворении административного иска Тюриковой А.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области о признании вышеназванного решения незаконным и возложении обязанности.
16 апреля 2021г. Тюрикова А.В. обратилась в Управление по имущественным и земельным отношениям Грязовецкого муниципального района с ходатайством р переводе земельного участка с кадастровым номером N из одной категории в другую: с категории "земли сельскохозяйственного назначения" на категорию "земли населенных пунктов", указав, что земельный участок расположен в границах населенного пункта Троицкое Грязовецкого района, утвержденных решением совета депутатов муниципального образования Юровское от 25 октября 2013г. N8.
14 мая 2021г. Управлением по имущественным и земельным отношениям Грязовецкого муниципального района на основании п.1 ст.7, п.12 ст.14 Федерального закона от 21 декабря 2004г. N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" принято решение об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую. При отказе в переводе сделана ссылка на то, что границы д.Троицкое не установлены, в списке участков, вошедших в границы населенных пунктов, земельный участок с кадастровым номером N отсутствует, перевод земельного участка из одной категории в другую не представляется возможным до установления границ населенного пункта.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 28 октября 2021г. отменено решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 19 августа 2021г. об отказе в удовлетворении административного иска Тюриковой А.В, административный иск Тюриковой А.В. удовлетворен. Решение Управления по имущественным и земельным отношениям Грязовецкого муниципального района об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую, выраженное в ответе от 14 мая 2021г. признано незаконным, на Управление по имущественным и земельным отношениям Грязовецкого муниципального района возложена обязанность повторно рассмотреть ходатайство Тюриковой А.В. о переводе земельного участка из одной категории в другую.
В результате повторного рассмотрения ходатайства Тюриковой А.В. от 16 апреля 2021г. решением Управления по имущественным и земельным отношениям Грязовецкого муниципального района от 16 декабря 2021г. N1252-р Тюриковой А.В. отказано в переводе из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов земельного участка с кадастровым номером N (категория земель -земли сельскохозяйственного назначения), находящейся в собственности физического лица, площадью 10000 кв.м, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: "адрес". При отказе в осуществлении заявленного перевода Управление со ссылкой на ст.8 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 2004г. N172-ФЗ "О переводе земельных участков из одной категории в другую" (в том числе на п.1 ст.4 названного Федерального закона), указала на недопустимость заявленного перевода при наличии ограничений для такого перевода (перевод не допускается), установленных федеральным законодательством, и на осуществление подобных переводов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в силу ст.8 Земельного кодекса Российской Федерации к компетенции Управления по имущественным и земельным отношениям Грязовецкого муниципального района не относится перевод земельных участков из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности. В связи с чем, оспариваемый отказ Управления по имущественным и земельным отношениям от 16 декабря 2021г. признал правомерным. Кроме этого, суд отметил, что что перевод земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию осуществляется в исключительных случаях, в частности, в связи с установлением или изменением границ населенных пунктов, что относится к компетенции органов местного самоуправления и Комитета градостроительства и архитектуры Вологодской области.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции по доводам, приведенным в решении суда, судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда указала следующее.
Согласно части 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод.
Статьей 7 Федерального закона N 172-ФЗ предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе, с установлением или изменением черты населенных пунктов.
В соответствии с пунктами 15, 16 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
В соответствии с "Положением о Департаменте имущественных отношений области", утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 24 июля 2012г. N874 (далее-Положение), названный Департамент является органом исполнительной государственной власти области в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Вологодской области, и земельных отношений.
Пунктом 3.1.3 Положения определено, что Департамент осуществляет полномочия в сфере земельных отношений, в том числе принимает правовые акты о переводе земельных участков из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности Вологодской области; земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности; земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности.
2 марта 2022г. Департамент имущественных отношений Вологодской области отказал в удовлетворении ходатайства Тюриковой А.В. о переводе земельного участка из одной категории в другую. В установленном законом порядке указанное решение не обжаловано.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок расположен в МО Юровское Грязовецкого муниципального района Вологодской области, в состав которого в соответствии с положениями Закона Вологодской области N1816-ОЗ входит деревня Троицкое.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательств Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Органами, уполномоченными на внесение изменений в генеральные планы поселений, являются органы местного самоуправления и Комитет градостроительства и архитектуры Вологодской области.
Из материалов дела следует, что решением Совета МО Юровское Грязовецкого муниципального района от 25 октября 2013 года N8 утвержден Генеральный план муниципального образования Юровское Грязовецкого муниципального района Вологодской области. Приложение N1 к комплексному проекту градостроительной деятельности МО Юровское "Список участков, вошедших в границы населенных пунктов" разработано также в 2013г. Раздел исходного земельного участка произведен Тюриковой А.В. позднее.
Соответственно, земельный участок с кадастровым номером 35628:0102001:283 не включен в список участков, вошедших в границы населенного пункта д.Троицкое Грязовецкого муниципального района Вологодской области.
При этом, из апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 28 октября 2021г. следует, что спорный земельный участок образован из исходного земельного участка с кадастровым номером N. Из заключения кадастрового инженера ФИО5 видно, что раздел исходного земельного участка проведен с целью приведения в соответствии с п.3 ст. 11.9 и п.2 ст.83 Земельного кодекса РФ (границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов). Раздел произведен по границе населенного пункта в соответствии с действующим Генеральным планом. Поскольку сведения о границах населенного пункта Троицкое не внесены в ЕГРН, за основу была взята графическая часть генерального плана, граница раздела участка определена аналитическим способом.
Вместе с тем, отсутствие в ЕГРН сведений о границах населенного пункта не свидетельствует о том, что границы населенного пункта не установлены.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что административный истец не лишена права обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о включении спорного земельного участка в генеральный план муниципального образования с учетом его фактического расположения.
При изложенных обстоятельствах, с учетом того, что перевод из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в частной собственности Тюриковой А.В, не относится к компетенции Управления по имущественным и земельным отношениям Грязовецкого муниципального района, то суд апелляционной инстанции признал правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии у названного Управления правовых оснований для удовлетворения ходатайства Тюриковой А.В.
Выводы судебных инстанций об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска Тюриковой А.В. являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 5 апреля 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 30 июня 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1-без удовлетворения.
Решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 5 апреля 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 30 июня 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 14 декабря 2022г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.