Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Корнюшенкова Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее - ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области) на решение Исакогорского районного суда г. Архангельска от 9 ноября 2021 года, дополнительное решение Исакогорского районного суда г. Архангельска от 6 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 13 июля 2022 года по административному делу N 2-938/2021 по административному исковому заявлению Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, возражения на кассационную жалобу представителя административного истца - прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.А, судебная коллегия
установила:
в ходе проведенной 20 августа 2021 года Архангельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверки соблюдения в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области требований уголовно-исполнительного законодательства, в деятельности учреждения установлены нарушения статей 82, 99, 101 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 2.7, 4.4.5, 8.2.23, 8.2.28, 8.2.32, 8.2.35, 8.2.36, 8.2.37, 8.5.7, 8.5.8, 8.5.14 санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N 44, пунктов 2.15, 2.16, 2.23, 3.2 санитарных правил СП 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания населения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32, пункта 8.5.2 "СП 30.13330.2016. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. СНиП 2.04.01-85*", утвержденного приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 года N 951/пр, пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N 1454/пр.
В частности, прокурором установлено, что в нарушение приведенных санитарных норм и правил:
- в парикмахерской на рабочее место парикмахера не выделено ножниц, в то время, как их должно быть не менее трех; емкость с рабочим раствором дезинфицирующего средства не имеет надписи с указанием названия средства, его концентрации, назначения, даты приготовления рабочего раствора или даты окончания срока годности для готовых раствовров; остриженные волосы вместо одноразовых полиэтиленовых пакетов для мусора, складываются в мусорное ведро; отдельный уборочный инвентарь (ведра, тазы, швабра) для уборки туалета, парикмахерской не выделен, а имеющийся - непромаркирован, график уборок помещений администрацией ИК-1 не утвержден; влажная уборка парикмахерской проводится некачественно - под батареей отопления большое скопление пыли;
- в бане лакокрасочное покрытие металлического основания скамей, которыми оборудовано помещение для мытья, повреждено, в результате чего поверхность подверглась коррозии и стала неустойчивой к обработке дезинфицирующими средствами; оцинкованное покрытие металлических тазов для мытья повреждено, в результате чего поверхность подверглась коррозии и стала неустойчивой к обработке дезинфицирующими средствами;
еженедельная уборка помещений бани с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников с применением моющих и дезинфицирующих средств проводится некачественно - в помещении для мытья на водопроводах, лейках, скамьях, полочках, полу, стенах следы ржавчины, грязь и остатки мыла;
- в столовой жилой зоны нарушена внутренняя отделка цехов (в мясном - на стене кафельные плитки с трещинами, в моечном - отсутствует плитка у дверного откоса, напольная плитка с трещинами, плитка у моечных ванн со сколами, в варочном - отсутствует плитка на пороге) что не позволяет проводить качественную уборку, обработку моющими и дезинфицирующими средствами; вытяжные зонты локальной системы вентиляции в варочном цехе о следами коррозии, что не обеспечивает проведение качественной влажной уборки применением моющих и дезинфицирующих средств, не исключает рис загрязнения пищевой продукции; на производственном столе варочного цеха отсутствует маркировка допущено использование инвентаря не в соответствии с маркировкой - нож "МГ" на столе для обработки вареных овощей; туалет с раковинами для мытья рук для посетителей не оборудован;
- в комнатах длительных свиданий потолочное покрытие коридора и туалета повреждено (дыры и трещин] что не позволяет проводить его влажную очистку и дезинфекцию;
- в филиале "Медицинская часть N 1" ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России в кабинетах психиатра и фельдшера не установлены умывальники подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями, к умывальнику, процедурной не подведено горячее водоснабжение;
- во всех камерах ШИЗО, ПКТ чаши Генуя не оборудованы гидравлическими затворами-сифонами, предотвращающими поступление канализационных газов в помещения;
- все общежития отрядов не обеспечены горячим водоснабжением, подводка горячей воды к раковинам в комнатах для умывания в отрядах не предусмотрена;
- уборка помещений туалетов в отрядах N 6, 7, 9 проводится некачественно - на унитазах образовался налет желто-черного цвета.
30 августа 2021 года Архангельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области об устранении нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства, выявленных в ходе проведенной 20 августа 2021 года проверки, указав, что неисполнение учреждением требований уголовно-исполнительного законодательства может повлечь причинение вреда здоровью человека, обострение режимной обстановки в исправительной колонии или иные тяжкие последствия.
Дело рассмотрено судом в порядке гражданского судопроизводства.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено УФСИН России по Архангельской области.
Решением Исакогорского районного суда города Архангельска от 9 ноября 2021 года и дополнительным решением Исакогорского районного суда города Архангельска от 6 апреля 2022 года иск удовлетворен частично.
На ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства, а именно:
- в бане: восстановить лакокрасочное покрытие металлического основания скамей, которыми оборудовано помывочное отделение; заменить металлические тазы для мытья, имеющие повреждения оцинкованного покрытия (коррозию) на тазы без повреждений; провести качественную уборку помещений бани с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников с применением моющих и дезинфицирующих средств - удалить следы ржавчины, грязи и остатков мыла на водопроводах, лейках, скамьях, полочках, полу, стенах в помывочном отделении;
- в столовой жилой зоны: оборудовать для посетителей туалет с раковинами для мытья рук;
- в медицинской части: установить умывальники, оборудованные смесителями, с подводкой горячей и холодной воды в кабинетах психиатра и фельдшера; подвести горячее водоснабжение к умывальнику в процедурной;
- в ШИЗО: чаши Генуя в камерах N 1, 2, 3, 4, 7, 11, 12, 13, 14 оборудовать гидравлическими затворами-сифонами, предотвращающими поступление канализационных газов в помещения;
- в ПКТ: камеры, оборудованные чашами Генуя (N 2, 4, 6, 7, 10, 12), оборудовать гидравлическими затворами-сифонами, предотвращающими поступление канализационных газов в помещения;
- в общежитиях отрядов: обеспечить общежития отрядов горячим водоснабжением, предусмотреть подводку горячей воды к раковинам в комнатах для умывания в отрядах; провести уборку помещений туалетов в отрядах N 6, 1, 9 - удалить налет желто-черного цвета на унитазах.
В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
Решение обжаловано ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области в апелляционном порядке.
Определением судьи Архангельского областного суда от 9 июня 2022 года осуществлен переход к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 13 июля 2022 года решение Исакогорского районного суда города Архангельска от 9 ноября 2021 года и дополнительное решение Исакогорского районного суда города Архангельска от 6 апреля 2022 года оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной через Исакогорский районный суд г. Архангельска 6 октября 2022 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 17 октября 2022 года, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, просит об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Выражает несогласие с выводом судов о допущенных администрацией учреждения нарушениях в части необеспечения учреждения горячим водоснабжением. Указывает, что здания общежитий отрядов обеспечены системой центрального холодного водоснабжения. Горячее водоснабжение не осуществляется из-за отсутствия инженерно-технических сетей и достаточной мощности теплогенерирующих установок котельной для производства и подачи горячей воды в здания общежитий жилой зоны с момента их строительства. Горячим водоснабжением обеспечиваются централизованно от котельной только объекты коммунально-бытового обеспечения (столовая, баня). Подача горячей воды в помещениях ШИЗО, ПКТ, карантина организована путем установки водонагревателей.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25 октября 2022 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N 44, санитарных правил СП 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания населения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32, санитарных правил СП 30.13330.2016. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. СНиП 2.04.01-85*", утвержденных приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 года N 951/пр, Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N 1454/пр, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса Российской Федерации и установив, что выявленные прокурором в ходе проведенной 20 августа 2021 года проверки нарушения уголовно-исполнительного законодательства в деятельности исправительного учреждения нашли свое подтверждение, однако исходя из того, что часть нарушений на момент рассмотрения дела в суде была устранена, пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных прокурором требований, указав, что неустраненные нарушения приводят к нарушению прав и законных интересов содержащихся в учреждении лиц.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда согласилась и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат.
Часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации к задачам уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации относит регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
В соответствии с пунктами 1-2, 5 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Поскольку при рассмотрении дела наличие в исправительном учреждении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, выявленных прокурором 20 августа 2021 года подтвердилось, доказательств принятия достаточных и эффективных мер в целях обеспечения исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства, в том числе, в части обеспечения общежитий отрядов горячим водоснабжением, административным ответчиком не представлено, оснований полагать ошибочными выводы судов о законности предъявленных прокурором требований, не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, требования об обеспечении горячего водоснабжения указанных помещений содержатся в пунктах 4.4.5 санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 годаN 44, пунктах 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)", утвержденного приказом Министерства строительства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр.
Как верно указано судами, то обстоятельство, что занимаемые исправительным учреждением здания, возведенные в 80-е годы двадцатого века, на дату их введения в эксплуатацию соответствовали предъявляемым к ним требованиям, а имеющихся производственных мощностей теплогенерирующих установок котельной недостаточно для производства и подачи горячей воды в здания общежитий учреждения, не освобождает административного ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы.
Возведение зданий исправительной колонии до принятия указанных нормативных правовых актов, исходя из целей и задач уголовно-исполнительного законодательства, а также Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 1772-р, является обстоятельством, свидетельствующим о наличии объективной необходимости приведения материально-технической базы учреждения в соответствие с современными требованиями к материально-бытовому обеспечению осужденных. При этом выбор конкретного способа обеспечения указанных требований осуществляется административным ответчиком самостоятельно.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Исакогорского районного суда г. Архангельска от 9 ноября 2021 года, дополнительное решение Исакогорского районного суда г. Архангельска от 6 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 13 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области - без удовлетворения.
Решение Исакогорского районного суда г. Архангельска от 9 ноября 2021 года, дополнительное решение Исакогорского районного суда г. Архангельска от 6 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 13 июля 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 14 декабря 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.