Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Самарина И. А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 29 августа 2022 года по административному делу N 2а - 1076/2022 по административному исковому заявлению Самарина И. А. к ФКУ ИК - 25 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России об оспаривании условий содержания в исправительном учреждении, взыскании компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
установила:
Самарин И. А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, оспаривая условия содержания в указанном учреждении в период времени с декабря 2007 по дату обращения, настаивал на взыскании компенсации за нарушение условий содержания в сумме 3000000 рублей.
В обоснование требований указано на ненадлежащее санитарно -техническое состояние помещений отрядов N 9 и N 10, где он содержался, нарушение микроклимата помещений, тесноту, отсутствие в отряде комнат медицинского осмотра, религиозных обрядов, наличие отсекающих решеток в помещениях, антисанитарию, отсутствие ГВС, сушильного помещения, оборудование камер ШИЗО чашами "Генуа" вместо унитазов, а также изъятие при этом нательного белья, малую площадь прогулочных двориков, плохое качество питания в учреждении.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФСИН России по Республике Коми, начальник ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Васильев В.В, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 29 августа 2022 года, административное исковое заявление Самарина И.А. к ФКУ ИК -25 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России об оспаривании условий содержания в исправительном учреждении удовлетворено частично.
Признаны нарушающими права осуждённого Самарина И.А. условия содержания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в периоды времени с декабря 2007 года по декабрь 2011 года, с января 2013 года по март 2021 года.
С Российской Федерации в лице ФСИН России за счёт казны Российской Федерации в пользу Самарина И.А. взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении, в размере 12 0000 рублей.
В остальной части административные исковые требования Самарина И.А. к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России об оспаривании условий содержания в исправительном учреждении оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 19 октября 2022 года административный истец просит об отмене судебных актов, и вынесении нового решения об удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем, административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются статьёй 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Нормы материально - бытового обеспечения осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Действующей в спорный период Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста России от 02 июня 2003 года N 30-дсп, признанной утратившей силу Приказом Минюста России от 22 октября 2018 года N 217-дсп, были предусмотрены требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.
Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10 июня 2010 года N 64, предусматривал в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки. В районах без централизованных инженерных сетей допускалось предусматривать строительство 1 и 2-этажных жилых зданий с неканализованными уборными.
Согласно СП308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях) во всех спальных комнатах и спальных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, камерах, палатах зданий медицинского назначения следует предусматривать: приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием; вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением. Удаление воздуха естественным путем следует предусматривать через внутристенные вытяжные каналы.
Приказом Минюста России от 03 декабря 2013 года N 216 утверждены нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, а также Порядок обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, Правила ношения предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях. Согласно приложению N 1 к данному приказу, осужденным мужчинам, отбывающим наказание в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях, в числе прочего, положена выдача нательного белья в количестве 2 комплектов, сроком носки 3 года. Предусмотренные приложением N 1 предметы одежды при наличии возможности могут дополнительно отпускаться в качестве инвентарного довольствия для переодевания осужденных в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах и комнатах длительного свидания.
В силу части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Судами первой и второй инстанции установлено, что Самарин И.А. в связи с отбытием наказания с 09 декабря 2007 года содержится в ФКУ ИК - 25 УФСИН России по Республике Коми.
С 23 декабря 2011 года по 15 января 2013 года убывал в ОС 34/31 УФСИН России по Республике Коми (ЕПКТ), с 08 декабря 2015 года по 24 декабря 2015 года - в ИЗ 11/1 УФСИН России по Республике Коми. На профилактическом учёте состоял, как склонный к совершению побега, захвату заложников и похищению людей.
С момента прибытия в ФКУ ИК - 25 УФСИН России по Республике Коми заявитель содержался в карантинном отделении, затем был распределен в отряд N10 (СУС), в сентябре 2011 года переведён в отряд N 9 (СУОН). За нарушение установленного порядка отбывания наказания в период отбывания наказания водворялся в ШИЗО: 20 апреля 2011 года - на 15 суток, 06 сентября 2011 года - на 10 суток, 24 ноября 2011 года - на 15 суток, 10 апреля 2014 года - на 15 суток, 25 февраля 2016 года - на 15 суток, 31 октября 2018 года - на 2 суток, 28 марта 2019 года - на 7 суток, 12 июля 2021 года - на 6 суток.
Общежития для проживания осужденных, здание "ШИЗО/ПКТ", расположенные на территории ФКУ ИК - 25 УФСР1Н России по Республике Коми, построены в 1976-1977 годах в период действия "Указаний по проектированию и строительству ИГУ и военных городков войсковых частей МВД СССР" (ВСН 10-73/МВД СССР), действовавших до 2003 года.
Судом первой инстанции установлено, что срок архивного хранения журналов учёта пофамильной и количественной проверки количества осужденных, содержащихся в отрядах, камерах ШИЗО/ПКТ в соответствии с приказом ФСИН России N 373 составляет 5 лет.
Суд первой инстанции принял во внимание обстоятельства, установленные при проведении проверки надзорным органом - ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России (акт проверки от 21 июня 2011 года), согласно которому жилая площадь отряда СУС составляет 96, 3 кв.м, фактическое количество содержащихся в отряде лиц - 39 человек. Размер жилой площади, приходящейся на 1 человека - 2, 5 кв.м.
В акте отмечено, что в исправительной колонии проводится капитальный ремонт общежития СУОН, поскольку набор помещений в общежитии СУОН не соответствует требованиям СП 17-02 Минюста России. Осужденные принимают пищу в спальном помещении, миски с едой и хлебом ставят на табуреты и тумбочки. Под общежитие СУОН проводится реконструкция помещений второго этажа над зданием столовой с окончанием выполнения работ через 1-2 месяца. В здании ШИЗО-ПКТ на момент проверки проводится текущий ремонт камер. В некоторых не отремонтированных камерах видны разводы на потолке из-за протекания кровли. Искусственное освещение камер ШИЗО представлено лампами накаливания. При чтении письма за столом в данном помещении буквы различаются с трудом, что указывает на недостаточную освещенность. В нарушение требований пункта 14.53 СП 17-02 в шести двухместных камерах ШИЗО напольные чаши установлены в непосредственной близости перед входной дверью помещения. Из - за недостаточной ширины камеры отсутствует кабинка с дверьми, открывающимися наружу, для огораживания унитаза. В нарушение требований приказа Министерства Юстиции РФ от 27 июля 2006 года N 512 помещения для хранения постельных принадлежностей не оборудовано индивидуальными ячейками, в камерах отсутствуют полочки для хранения индивидуальных средств гигиены, администрация забирает данные предметы у осужденных, а затем выдает по требованию. На момент проверки свернутые в рулон постельные принадлежности складируются на стеллаже навалом, выданные пред обедом индивидуальные средства гигиены на стенке туалетной кабинки. В раздевальном помещении душевой ШИЗО/ПКТ входная дверь выполнена в виде решетки, в связи с чем, температура воздуха, как в коридоре, существенно ниже расчетной. Термометры в раздевалке и душевой отсутствуют, регистрация температуры в журнале не отмечается. Приточно-вытяжная и естественная вентиляция отсутствуют.
Как указано в акте проверки, БПК учреждения нуждается в проведении капитального ремонта и реконструкции, поскольку помещения бани и прачечной расположены без соблюдения поточности. Приточно-вытяжная вентиляция установлена не во всех помещениях прачечной и бани. Туалета для персонала и посетителей в БПК нет.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к выводу, что доводы административного истца о нарушении условий его содержания в указанный период по ряду критериев нашли своё подтверждение.
Из материалов дела следует, что в последующий период в 2013 году в здании ШИЗО/ПКТ проведён капитальный ремонт кровли с установкой новой вытяжной вентиляции с естественным побуждением с выводом на крышу здания. В июне 2018 году произведена установка вентилятора.
По данным последующих проверок ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11, общие санитарно-гигиенические и бытовые условия в отрядах удовлетворительные, температура окружающего воздуха в камерах составляет +19+20С, параметры микроклимата соответствуют установленным требованиям.
Искусственное освещение в камерах соответствует нормативном показателям. Контроль за температурным режимом в помещениях ШИЗО/ПКТ также ведётся в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что до 03 ноября 2017 года лимит наполнения ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми составлял 1205 осужденных. После указанной даты - 970, с 2019 года - 605 осужденных. Перелимита в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми за рассматриваемый период не установлено.
По данным журналов учёта пофамильной и количественной проверки списочный состав осужденных, содержащихся в отряде N 9 в 2018 году ежедневно варьировался от 83 до 97 человек, при этом фактический состав (с учётом отсутствующих в связи с выдворением в ШИЗО, помещением в медицинский стационар и т.п.) составлял от 69 до 90 человек. По данным за 2019/2020 год, как списочный, так и фактический состав лиц, содержащихся в данном отряде, не превышал общего числового значения 93 человека в отдельные дни. В 2021 году в отряде СУОН N 9 проживают 65 осужденных.
В пользовании осужденных, содержащихся в отряде N 9 ФКУ ИК-25 (здание "столовая и ПТУ", 2 этаж), находится 188, 03 кв.м площади спальных помещений, а также комната ПВР площадью 43, 4 кв.м, а равно на каждого осужденного жилая площадь, в том числе в дни максимальной наполняемости отряда, не превышала установленной национальным законодательством нормы 2 кв.м на человека.
Локальный участок отряда N 9 имеет площадь 300 кв.м, оборудован ограждением, согласно установленным требованиям, принимая во внимание то обстоятельство, что отряд N 9 СУОН является запираемым помещением, оборудованным комплексом коммунально-бытовых объектов с обеспечением изоляции содержащихся в них лиц от осуждённых, отбывающих наказание в других условиях. Осуждённые переводятся в строгие условия содержания в целях обеспечения безопасности других осуждённых, пресечения отрицательного влияния других осуждённых, придания большей динамичности дифференцированному воспитательному воздействию.
Из материалов дела следует, что в ШИЗО оборудовано 4 прогулочных двора, а именно прогулочный двор N 1 и N 4 площадью 7, 63 кв.м; прогулочный двор N 2 площадью 7, 97 кв.м, прогулочный двор N 3 площадью 7, 76 кв. м.
Учитывая приведённые площади прогулочных дворов, а также сведения о количестве содержащихся совместно с административным истцом в камерах N 10, 8, 2, 3 ШИЗО осужденных, судом установлено, что нормативная площадь прогулочных дворов при содержании Самарина И.А. в указанных камерах была значительно ниже нормативной.
Камеры здания "ШИЗО/ПКТ" оборудованы вентиляцией с естественным побуждением. Имеется одно окно, оборудованное форточкой, позволяющей обеспечивать проветривание помещения. В отрядах, где проживают осужденные, воздухообмен осуществляется естественным путем, через оконные и дверные проемы, внутристенные вытяжные каналы.
В коридоре здания ШИЗО/ПКТ установлена вентиляция с механическим побуждением. При проверке специалистами ФКУЗ МСЧ-11 установлено соответствие параметров микроклимата (температура, влажность, освещенность) помещений общежития СУОН и камер блока ШИЗО/ПКТ установленным санитарным нормативам. Дефицита кислорода не выявлено.
Каждый год в учреждении производятся текущие ремонты. Представленная фотосетка помещений подтверждает их нахождение в нормативном состоянии.
Не реже одного раза в год специалистами филиала "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России проводятся проверки санитарного состояния учреждения, что подтверждается соответствующими актами проверок.
Водоснабжение ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми осуществляется централизованно по водопроводу. Между ФКУ ИК - 25 УФСИН России по Республике Коми и ОАО "Сыктывкарский Водоканал" каждый год заключаются государственные контракты холодного водоснабжения и водоотведения.
Качество воды, поступающей в водопроводные сети учреждения, соответствует требованиям санитарных правил. В соответствии с обязательными ежемесячными лабораторными анализами, проводимой химической и бактериологической лабораториями ОАО "Сыктывкарский водоканал" вода, поступающая в водопроводные сети учреждения, в том числе отряды, ШИЗО/ПКТ, банно - прачечный комплекс соответствуют требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода... " и ГН 2.1.5.1315-03 "ПДК химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно- бытового водопользования". Сотрудниками медчасти ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России ежемесячно производится отбор воды из водопроводной системы учреждения на бактериологические показатели и превышение допустимых норм не установлено.
Питание осужденных в оспариваемый период отбывания административным истцом наказания в ФКУ ИК - 25 УФСИН России по Республике Коми осуществлялось в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации N 205 от 11 апреля 2005 года, Приказа Минюста России N 125 от 02 августа 2005 года, Приказа Минюста России N 48 от 26 февраля 2016 года, Приказа Минюста России N 696 от 02 сентября 2016 года, Приказа Минюста России N 189 от 17 сентября 2018 года.
Еженедельно начальник учреждения или по его указанию один из заместителей проводит контроль полновесности готовых порций (определение массы первых, мясных (рыбных) порций, вторых, третьих блюд и холодных закусок).
Сведений о нарушении в оспариваемый период норм питания осужденных, содержащихся в ФКУ ИК - 25 УФСИН России по Республике Коми не имеется. Актами проверки от 21 июня 2011 года, N 17 от 19 марта 2021 года, проведённой специалистами Филиала "ЦГСЭН" ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России каких-либо нарушений в указанной части в работе служб ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, не установлено.
Камеры штрафного (дисциплинарного) изолятора, помещений камерного типа оборудуются санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном и умывальник), окно - форточкой. Температурный режим в камерах соблюдается. Ведётся контроль за температурным режимом, что подтверждается журналом "Учёт температурного режима в камерах блока ШИЗО. ПКТ".
Судом первой инстанции указано, что использование административным ответчиком напольных унитазов типа "чаша Генуя" с вмонтированным гидравлическим затвором - сифоном, обеспечивающим возможность смыва посредством крана, само по себе прав административного истца не нарушает.
Административным ответчиком со специализированной организацией ежегодно заключается договор на проведение дератизации на объектах учреждения, в 2020 году исполнен заключённый 13 апреля 2020 года договор N51 на дератизацию, дезинфекцию и дезинсекцию объектов учреждения. Дератизация проводится в жилых, коммунально-бытовых и административных зданиях, в том числе столовая, общежития для осужденных, здание ШИЗО ПКТ, медицинская часть, овощехранилище, продовольственный и вещевой склад, пекарня и других.
Отряд СУОН оборудован помещением для сушки одежды и обуви. Стирка и сушка белья самими осужденными при этом, в помещениях отрядов действующим нормативно-правовым регулированием не предусмотрена.
Стирка вещей осужденных производится согласно графику стирки белья в прачечной учреждения, утверждённого Приказом начальника учреждения. Грязное белье отдается в прачечную, где стирается, сушится, гладится и выдается обратно. Как отмечено в акте ЦГСЭН N 18 от 02-16 марта 2020 года, в прачечной установлены 4 стиральные машины, центрифуга, ванная для обработки инфекционного белья. Оборудование - исправное, в достаточном количестве.
Судом первой инстанции установлено, что душевая для помывки осужденных отряда СУОН оборудована в соответствии со Сводом правил СП 308.1325800.2017. В акте ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-И ФСИН России N 18 от 16 марта 2020 года отражено, что в помывочной функционируют 6 душевых леек, всё исправные. Механическая вентиляция, работающая на вытяжку, также в исправном состоянии.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что о наличии устойчивых религиозных убеждений, а равно принадлежности к какой-либо конфессии Самариным И.А. в своём административном иске не указано. Приказом начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России, по Республике Коми от 08 февраля 2018 гола N 75 "Об утверждении распорядка дня осужденных учреждений, отряда строгих условий отбывания наказания, содержащихся в ШИЗО, в помещениях ПКТ, в карантинном отделении ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми" определено время проведения религиозных обрядов. Из содержания данного приказа следует, что осуществление религиозных обрядов проводится осужденными в комнате отдыха, а при нахождении в ШИЗО непосредственно в камере.
Из материалов дела следует, что административный истец наблюдается медицинскими работниками филиала "Медицинская часть N 3" ФКУЗ МСЧ- 11 ФСИН России, по данным медицинской карты наблюдение и осмотры проводятся регулярно. Поскольку состояние здоровья истца является стабильным, он получает необходимую медицинскую помощь весь период содержания в исправительном учреждении.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 марта 2019 года удовлетворены исковые требования Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях об обязании ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России обеспечить помещения всех общежитий для проживания осужденных, карантинов, всех камер ШИЗО, ПКТ ИК-25, где установлены санитарные приборы, горячим водоснабжением.
Из материалов дела следует, что централизованная система горячего водоснабжения для режимных корпусов ФКУ ИК - 25 УФСИН России по Республике Коми не предусматривалась проектной документацией зданий общежитий.
Произведенные с целью повышения уровня благоустройства зданий ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми работы по монтажу трубопроводов централизованного горячего водоснабжения во все общежития отрядов, карантина и столовой завершены в апреле 2020 года. В ноябре 2020 выделены денежные средства на приобретение материалов для подвода горячего водоснабжения в здание ШИЗО/ПКТ. Работы по подводу горячего водоснабжения во все камеры ШИЗО/ПКТ завершены в феврале 2021 года. С декабря 2020 года и до завершения указанных работ осужденные размещались лишь в те камеры ШИЗО, где горячее водоснабжение было уже проведено.
Суд первой инстанции также указал на нарушение прав административного истца, обусловленное невыдачей ему нательного белья из подменного фонда ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми при помещении в ШИЗО.
Административным ответчиком не оспаривалось, что при помещении в ШИЗО нательное бельё у Самарина И.А. изымалось, а из подменного фонда ШИЗО не выдавалось.
Из материалов дела следует, что 26 марта 2021 года в адрес УФСИН по Республике Коми прокуратурой Республики Коми внесено представление, из содержания которого следует, что при проведении проверки УФСИН России по Республике Коми в апреле 2021 года было установлено, что остаток нательного белья по состоянию на 1 8 марта 2021 года на складе ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми составляет 702 комплекта, что свидетельствует о возможности его выдачи осужденным при помещении в ШИЗО во исполнение требований приказа Минюста России от 03 декабря 2013 года N 216. Однако администрацией была организована выдача лишь 30 комплектов белья нательного теплого в качестве инвентарного довольствия для переодевания осужденных в штрафных изоляторах. С марта 2021 нательное белье выдаётся при водворении в ШИЗО всем осужденным.
Сыктывкарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях также было установлено, что в здании ШИЗО/ПКТ для нужд ШИЗО отведено 15 камер, из них только в камерах N 1 и N 16 спальные места оборудованы деревянным настилом, в связи с чем, в адрес начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми внесено представление, в рамках которого приняты меры для устранения выявленных нарушений и в период с 2020 года произведено оборудование всех кроватей камер ШИЗО деревянным настилом в соответствии с требованиями, а равно в отношении Самарина И.А, при помещении в камеры ШИЗО до 2020 года допускалось приведённое выше нарушение.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что условия содержания Самарина И.А. не в полной мере соответствовали предъявляемым требованиям действующего законодательства, а именно в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми имели место в различные периоды содержания нарушения, выразившиеся в отсутствии горячего водоснабжения, несоответствующего набора помещений, недостаточного искусственного освещения, отсутствия приватности санитарных узлов в камерах ШИЗО, отсутствии вентиляции до 2013 года, недостаточном количестве площади прогулочных дворов в ШИЗО/ПКТ, ненадлежащем покрытии кроватей в камерах ШИЗО до 200 года (железный настил), невыдаче нательного белья при помещении в камеры ШИЗО.
В остальной части условия содержания Самарина И.А. не являлись бесчеловечными и унижающими достоинство человека. Другие доводы административного истца, касающиеся ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении, являются безосновательными, ничем объективно не подтверждены, оспариваются административным ответчиком ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми и опровергаются представленными в дело доказательствами.
Обращение в суд с иском по истечении значительного промежутка времени после событий, которые, по мнению истца, имели место, свидетельствует о злоупотреблении им своими процессуальными правами, поскольку ответчик в силу того, что прошёл значительный промежуток времени, был лишён возможности представить доказательства в обоснование своих возражений, поскольку с учётом сроков хранения документации она уничтожена за истечением нормативного срока хранения.
Установив данные нарушения, суд первой инстанции определилк взысканию в пользу административного истца компенсацию за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в сумме 120000 рублей.
Такие выводы основаны на правильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судом доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда апелляционной инстанции об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 29 августа 2022 года по административному делу N 2а - 1076/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Самарина И. А. - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 29 августа 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.