Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Галуниной А. В. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 23 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 12 апреля 2022 года по административному делу N 2а-9665/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области к Галуниной А. В. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N12 по Вологодской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 12 по Вологодской области) обратилась в суд с административным иском о взыскании с Галуниной А.В. задолженности: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в сумме 17 303 рубля 81 копейка и пени в сумме 1574 рубля 97 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) в сумме 79 252 рубля 40 копеек, пени в сумме 7613 рублей 20 копеек.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 23 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 12 апреля 2022 года, административные исковые требования удовлетворены, с Галуниной А.В. в пользу Межрайонной ИФНС России N 12 по Вологодской области взысканы: недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 23 353 рубля 40 копеек и пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год за период с 10.01.2018 по 09.03.2020 в размере 4470 рублей 76 копеек; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26 545 рублей и пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год за период с 10.01.2019 по 09.03.2020 в размере 2680 рублей 60 копеек; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29 354 рубля и пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год за период с 01.01.2020 по 17.03.2020 в размере 461 рубль 84 копейки; недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4579 рублей 81 копейка и пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год за период с 10.01.2018 по 09.03.2020 в размере 876 рублей 92 копейки; недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5840 рублей и пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год за период с 10.01.2019 по 09.03.2020 в размере 589 рублей 74 копейки; недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6884 рубля и пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год за
период с 01.01.2020 по 17.03.2020 в размере 108 рублей 31 копейка. С Галуниной А.В. в доход бюджета муниципального образования "Город Вологда" взыскана государственная пошлина в размере 3314 рублей 89 копеек.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.12.1996 N 20-П, является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 N 381-О-П).
Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419, пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации указанными лицами уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
В силу пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2018) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено названной статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 тыс. рублей, в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса; в случае если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 тыс. рублей, в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса плюс 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 тыс. рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который оплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз. и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей с 01.01.2018) установлено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 ООО рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1, 0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты (неполной уплаты) указанными лицами страховых взносов в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 указанного Кодекса, налоговый орган самостоятельно определяет в соответствии со статьей 430 данного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.
Как видно из материалов дела, Галунина А.В. с 07.12.2012 являлась арбитражным управляющим и в соответствии с пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации была обязана уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки начисляются пени.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с неуплатой страховых взносов в установленный срок в адрес Галуниной А.В. направлены:
- требование от 10.03.2020 N 24965 об уплате в срок до 17.04.2020 задолженности за 2017 год (со сроком уплаты 09.01.2018) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 рублей и пени за период с 10.01.2018 по 09.03.2020 в размере 4475 рублей 24 копейки; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4590 рублей и пени за период с 10.01.2018 по 09.03.2020 в размере 877 рублей 85 копеек; задолженности за 2018 год (со сроком уплаты 09.01.2019) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 рублей и пени за период с 10.01.2019 по 09.03.2020 в размере 2680 рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 5840 рублей и пени за период с 10.01.2019 по 09.03.2020 в размере 589 рублей 74 копейки (л.д. 22-23, 24-25).
- требование от 18.03.2020 N 26153 об уплате в срок до 27.04.2020 задолженности за 2019 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 рубля и пени за период с 01.01.2020 по 17.03.2020 в размере 461 рубль 84 копеек, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 6884 рубля и пени за период с 01.01.2020 по 17.03.2020 в размере 108 рублей 31 копейка (л.д. 19, 20).
В добровольном порядке требования об уплате страховых взносов не исполнены.
На основании абзаца 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
05.06.2020 судьей Вологодской области по судебному участку N 25 на основании заявления Межрайонной ИФНС России N 12 по Вологодской области от 29.05.2020 с Галуниной А.В. взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2018, 2019 годы в сумме 79 299 рублей и пени за период с 10.01.2018 по 17.03.2020 в сумме 7617 рублей 68 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017, 2018, 2019 годы в сумме 17 314 рублей и пени за период с 10.01.2018 по 17.03.2020 в сумме 1575 рублей 90 копеек; пени по транспортному налогу за период с 03.12.2019 по 16.12.2019 в размере 9 рублей 45 копеек (дело N 2а-2617/2020, л.д. 83).
28.10.2020 определением мирового судьи судебный приказ от 05.06.2020 отменен в связи с поступлением 27.10.2020 возражений должника относительно его исполнения (л.д. 110-111).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Настоящее административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России N 12 по Вологодской области направлено в суд 23.04.2021 (л.д. 33), то есть в пределах шестимесячного срока, исчисляемого в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, со дня вынесения определения об отмене судебного приказа (28.10.2020).
Разрешая возникший спор и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что процедура взыскания недоимки по уплате страховых взносов за 2017, 2018, 2019 годы налоговым органом соблюдена, а размер задолженности подтверждается представленным административным истцом расчетом, который является арифметически верным, произведен с учетом частичной уплаты задолженности в соответствии с положениями налогового законодательства, согласуется с представленными доказательствами и по существу административным ответчиком не оспорен.
Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы жалобы об отсутствии правовых оснований для взыскания недоимки по страховым взносам и пени за 2017 и 2018 годы ввиду нарушения налоговым органом сроков предъявления требований об уплате данной задолженности основанием для отмены судебного акта не являются.
Действительно, требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу части 3.1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявления о вынесении судебного приказа по бесспорным требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются мировым судьей по правилам главы 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По существу заявленного требования мировым судьей выносится судебный приказ, который на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения может быть отменен (часть 1 статьи 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таким образом, срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Если мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом основания для отказа в принятии заявления налогового органа (таможенного органа), установленного пунктом 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, то указанный срок им признан не пропущенным. Судам также необходимо учитывать, что поскольку проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (части 3 статьи 123.8 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), а определение об отмене судебного приказа в соответствии с главами 34, 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежит обжалованию, то судья городского суда при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа (таможенного органа) на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, соблюдение им срока на такое обращение.
Из этого следует, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
Учитывая, что настоящий административный иск предъявлен в суд в течение 6 месяцев с момента отмены судебного приказа, то вывод суда о соблюдении порядка принудительного взыскания задолженности по уплате страховых взносов является правильным.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 23 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 12 апреля 2022 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области к Галуниной А. В. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, оставить без изменения, кассационную жалобу Галуниной А. В. - без удовлетворения.
Решение Вологодского городского суда Вологодской области от 23 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 12 апреля 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 декабря 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.