Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Русакова А. С, Хисматуллина М. М, Морозова В. П, Севрюковой Л. А, Хисматуллиной В. В, Трофимова А. В, Орехова А. П, Тимофеева Г. В, Тимофеевой В. П, Павловой Г. М, Иванова Ю. В, Назарова С. Б, Ржевской Е. Л, Степановой О. Е, Александровой В. Д, Кузнецовой Н. А, Кузнецова В. И, Жилина А. В, Возовой Н. Н, Ленгард Л. А. на решение Старорусского районного суда Новгородской области от 26 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 27 июля 2022 года по административному делу N 2а-539/2022, по административному исковому заявлению Русакова А. С, Хисматуллина М. М, Морозова В. П, Севрюковой Л. А, Хисматуллиной В. В, Трофимова А. В, Орехова А. П, Тимофеева Г. В, Тимофеевой В. П, Павловой Г. М, Иванова Ю. В, Назарова С. Б, Ржевской Е. Л, Степановой О. Е, Александровой В. Д, Кузнецовой Н. А, Кузнецова В. И, Жилина А. В, Возовой Н. Н, Ленгард Л. А. к Думе Холмского муниципального района Новгородской области, председателю Думы Холмского муниципального района Новгородской области Хаббо Г.И, Главе Холмского муниципального района Новгородской области Саляеву В.И, Администрации Холмского муниципального района Новгородской области, Территориальной избирательной комиссии Холмского района Новгородской области, Избирательной комиссии Новгородской области о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить и провести выборы.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, заключение прокурора Леонтьева С.А. об оставлении состоявшихся по делу судебных актов без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Русаков А.С, Хисматуллин М.М, Морозов В.П, Севрюкова Л.А, Хисматуллина В.В, Трофимов А.В, Орехов А.П, Тимофеев Г.В, Тимофеева В.П, Павлова Г.М, Иванов Ю.В, Назаров С.Б, Ржевская Е.Л, Степанова О.Е, Александрова В.Д, Кузнецова Н.А, Кузнецов В.И, Жилин А.В, Возова Н.Н, Ленгард Л.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к Думе Холмского муниципального района Новгородской области, Главе Холмского муниципального района Новгородской области Саляеву В.И. о признании решения Думы Холмского муниципального района Новгородской области N 27 от 4 декабря 2020 года "Об избрании Главы Холмского муниципального района Новгородской области" незаконным, возложении на Думу Холмского муниципального района Новгородской области обязанности назначить выборы Г лавы Холмского муниципального района Новгородской области, возложении на Территориальную избирательную комиссию Холмского района Новгородской области обязанности провести выборы Главы Холмского муниципального района Новгородской области.
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемым решением Думы Холмского муниципального района Новгородской области назначен Глава Холмского муниципального района Новгородской области Саляев В.И. В этом решении данная процедура названа избранием Главы Холмского муниципального района Новгородской области, однако указанная процедура в соответствии с основами конституционного строя избранием не является, а является назначением, что незаконно. Назначив Главу Холмского муниципального района Новгородской области Саляева В.И. депутаты Думы Холмского муниципального района Новгородской области, отказав административным истцам как гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Холмского района Новгородской области, в праве избирать и быть избранными в орган местного самоуправления, что является захватом власти у народа, нарушили Конституцию Российской Федерации (далее - Конституция РФ) и Областной закон Новгородской области от 21 июня 2007 года N 121-03 "О выборах Главы муниципального образования в Новгородской области", который был принят для реализации прав граждан на участие в выборах Главы, устанавливает порядок назначения, подготовки и проведения выборов Главы муниципального образования в Новгородской области и определяет гарантии реализации гражданами Российской Федерации их права на участие в выборах Главы муниципального образования.
Судом первой инстанции к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков председатель Думы Холмского муниципального района Новгородской области Хаббо Г.И, Администрация Холмского муниципального района Новгородской области, Территориальная избирательная комиссия Холмского района Новгородской области, Избирательная комиссия Новгородской области.
Решением Старорусского районного суда Новгородской области от 26 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 27 июля 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административные истцы подали кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131 -ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В силу части 2 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и Уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и в зависимости от этого занимает то или иное место в структуре органов местного самоуправления муниципального образования.
В соответствии с приведенным Федеральным законом Новгородская областная Дума издала Областной закон от 2 декабря 2014 года N 674-03 "О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Новгородской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Новгородской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Новгородской области, требованиях к уровню профессионального образования и профессиональным знаниям и навыкам, учитываемых в условиях конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа, муниципального района, муниципального округа" (далее - Областной закон N 674-03).
Согласно части 1.1 статьи 4 Областного закона N 674-03, части 1 статьи 6 Областного закона Новгородской области от 21 июня 2007 года N 121-03 "О выборах Главы муниципального образования в Новгородской области" (далее - Областной закон N 121-03) глава городского округа, глава муниципального района, муниципального округа избирается соответствующим представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
В соответствии с частью 2.1 статьи 36 Федерального закона N 131- ФЗ порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.
Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.
В муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного орган; государственной власти субъекта Российской Федерации).
Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.
Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены учитываемые в условиях конкурса требования к уровню профессионального образования и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Представительному органу муниципального образования для проведения голосования по кандидатурам на должность главы муниципального образования представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Устава Холмского муниципального района Новгородской области, принятого решением Думы Холмского муниципального района от 6 марта 2018 года N 186 (с последующими изменениями), представительным органом местного самоуправления Холмского муниципального района является Дума Холмского муниципального района.
В силу статьи 1 Регламента Думы Холмского муниципального района Новгородской области, утвержденного решением Думы Холмского муниципального района Новгородской области от 23 декабря 2005 года N 38, Дума Холмского муниципального района Новгородской области является выборным органом местного самоуправления Холмского района и осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, Устава Холмского муниципального района и настоящего регламента.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 23 Устава Холмского муниципального района Новгородской области к полномочиям Думы Холмского муниципального района относится избрание Главы Холмского муниципального района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Согласно статье 21 Устава Холмского муниципального района Новгородской области Г лава Холмского муниципального района является высшим должностным лицом Холмского муниципального района и Главой Администрации Холмского муниципального района, наделяется настоящим Уставом в соответствии со статьей 36 Федерального закона N 131-Ф3 собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1).
Глава Холмского муниципального района избирается сроком на 5 лет (часть 2).
Глава Холмского муниципального района избирается Думой Холмского муниципального района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет Администрацию Холмского муниципального района (часть 4).
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Холмского муниципального района устанавливается Думой Холмского муниципального района. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса (часть 5).
Кандидатом на должность Главы Холмского муниципального района может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления (часть 6).
Общее число членов конкурсной комиссии устанавливается Думой Холмского муниципального района (часть 7).
Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения (часть 8).
Думе Холмского муниципального района для проведения голосования по кандидатурам на должность Главы Холмского муниципального района представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов (часть 9).
Решением Думы Холмского муниципального района от 28 августа 2020 года N 315 утвержден Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Холмского муниципального района и об установлении общего числа членов конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Холмского муниципального района (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.4 Порядка итогом конкурса является представление Думе Холмского муниципального района кандидатур на должность Главы Холмского муниципального района.
Конкурс проводится по решению Думы Холмского муниципального района в два этапа: 1) предоставление кандидатами заявлений и документов, рассмотрение конкурсной комиссией представленных кандидатами документов и принятие решения о допуске кандидатов к участию в конкурсе либо об отказе в допуске (1 этап); 2 собеседование с участниками конкурса (2 этап).
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка при формировании конкурсной комиссии три члена конкурсной комиссии назначаются Думой Холмского муниципального района; три члена конкурсной комиссии назначаются Советом депутатов Холмского городского поселения, шесть членов конкурсной комиссии назначаются Губернатором Новгородской области.
В силу пункта 5.1 Порядка Дума Холмского муниципального района в течение десяти рабочих дней со дня проведения конкурса избирает главу Холмского муниципального района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Решение об избрании на должность Главы Холмского муниципального района принимается тайным голосованием большинством голосов от присутствующих на заседании депутатов Думы Холмского муниципального района в порядке, установленном Регламентом Думы Холмского муниципального района (пункт 5.3 Порядка).
Решением Думы Холмского муниципального района от 13 октября 2020 года N 9 "Об утверждении даты проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Холмского муниципального района" принято решение о проведении 1 декабря 2020 года конкурса по отбору кандидатур на должность Г лавы Холмского муниципального района.
Решением Думы Холмского муниципального района от 13 октября 2020 года N 10 назначены 3 члена конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы Холмского муниципального района Новгородской области.
Указом Губернатора Новгородской области от 27 октября 2020 года N 606 назначены 6 членов конкурсной комиссии для проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Холмского муниципального района.
Решением N 1 конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы Холмского муниципального района Новгородской области от 1 декабря 2020 года на основании результатов проверки наличия и оценки документов, представленных участниками конкурса, на соответствие установленным требованиям, в соответствии с подпунктами 4.13, 4.14 Порядка к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность Главы Холмского муниципального района допущены Саляев В. И. и Чиркова Е. И..
Решением N 2 конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы Холмского муниципального района Новгородской области от 1 декабря 2020 года утверждены результаты голосования членов конкурсной комиссии по каждому участнику конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Холмского муниципального района, постановлено считать прошедшими конкурсный отбор Саляева В.И. и Чиркову Е.И, представить в Думу Холмского муниципального района участников конкурса для проведения процедуры избрания Главы Холмского муниципального района: Саляева В.И. (за - 10, против - 0) и Чиркову Е.И. (за - 10, против - 0).
Согласно части 3 статьи 26 Устава Холмского муниципального района Новгородской области Дума Холмского муниципального района состоит из 15 депутатов и может осуществлять свои полномочия после формирования не менее чем две трети от установленной численности депутатов.
Решением Думы Холмского муниципального района от 4 декабря 2020 года N 25 для проведения тайного голосования, определения его результатов, при избрании Главы Холмского муниципального района Новгородской области избрана счетная комиссия.
В соответствии с решением Думы Холмского муниципального района от 4 декабря 2020 года N 26, на котором присутствовали избранные 10 депутатов Думы Холмского муниципального района и принявшие участие в тайном голосовании по вопросу избрания Главы Холмского муниципального района Новгородской области, Главой Холмского муниципального района был избран Саляев В.И. (голосовали: за Саляева В.И. - 9; за Чиркову Е.И. - 1).
Решением Думы Холмского муниципального района от 4 декабря 2020 года N 27 Главой Холмского муниципального района Новгородской области избран Саляев В.И.
Разрешая требования административных истцов о признании решения Думы Холмского муниципального района Новгородской области N 27 от 4 декабря 2020 года "Об избрании Главы Холмского муниципального района Новгородской области" незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что решение принято уполномоченным органом в правомочном составе, в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок проведения конкурса и избрания главы муниципального образования, прав, свобод и законных интересов административных истцов не нарушает.
Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда признала выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Также судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда считает правильным вывод суда первой инстанции о пропуске административными истцами срока на обращение в суд с настоящими административными исковыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, оспариваемое решение размещен: на официальном сайте Администрации Холмского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет опубликовано в бюллетене "Официальный вестник Холмского муниципального района" в декабре 2020 года, в суд административный иск направлен посредством почтовой связи 16 февраля 2022 года, то есть с пропуском предусмотренного процессуального срока.
При этом каких-либо обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд и невозможности оспаривания решения в установленный процессуальным законом срок, административными истцами не указано и таких обстоятельств судом первой инстанции не установлено.
Правомерно суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения требований административных истцов о возложении обязанности на Думу Холмского муниципального района назначить выборы Главы Холмского муниципального района, на Территориальную избирательную комиссию Холмского района - провести указанные выборы в соответствии с Областным законом N 121-03, предусматривающим порядок избрания главы муниципального образования на муниципальных выборах гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, поскольку действие указанного Областного закона не распространяется на порядок избрания Главы муниципального района на муниципальных выборах.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Старорусского районного суда Новгородской области от 26 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 27 июля 2022 года по административному делу N 2а-539/2022, по административному исковому заявлению Русакова А. С, Хисматуллина М. М, Морозова В. П, Севрюковой Л. А, Хисматуллиной В. В, Трофимова А. В, Орехова А. П, Тимофеева Г. В, Тимофеевой В. П, Павловой Г. М, Иванова Ю. В, Назарова С. Б, Ржевской Е. Л, Степановой О. Е, Александровой В. Д, Кузнецовой Н. А, Кузнецова В. И, Жилина А. В, Возовой Н. Н, Ленгард Л. А. к Думе Холмского муниципального района Новгородской области, председателю Думы Холмского муниципального района Новгородской области Хаббо Г.И, Главе Холмского муниципального района Новгородской области Саляеву В.И, Администрации Холмского муниципального района Новгородской области, Территориальной избирательной комиссии Холмского района Новгородской области, Избирательной комиссии Новгородской области о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить и провести выборы, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Решение Старорусского районного суда Новгородской области от 26 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 27 июля 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 декабря 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.