Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Избирательной комиссии Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 8 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 16 мая 2022 года по административному делу N 2а-7500/2021 по административному исковому заявлению Никулина А. В. к Избирательной комиссии Республики Коми, председателю Избирательной комиссии Республики Коми Митюшеву Д.И. о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Никулин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Республики Коми о признании незаконным решения от 5 августа 2020 года об исключении из повестки заседания Избирательной комиссии Республики Коми N 157 от 5 августа 2020 года вопроса N 1 об освобождении от занимаемой должности секретаря Избирательной комиссии Республики Коми, возложении обязанности провести голосование по данному вопросу в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу, в обоснование которого указал, что, являясь членом Избирательной комиссии Республики Коми с правом решающего голоса, до заседания Избирательной комиссии Республики Коми в установленный срок направил в адрес комиссии заявление о включении в повестку вопроса об освобождении секретаря Избирательной комиссии Республики Коми от должности. Одновременно с указанным заявлением им был представлен проект принимаемого решения. Указанный вопрос под номером 1 был внесен председателем комиссии в повестку заседания Избирательной комиссии Республики Коми на 5 августа 2020 года. При проведении заседания Избирательной комиссии Республики Коми указанный вопрос был исключен из повестки без его рассмотрения в установленном порядке, что считает нарушением требований действующего законодательства, Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устанавливающих обязательность рассмотрения указанного вопроса на заседании комиссии путем проведения тайного голосования.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 19 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 20 января 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления Никулина А.В. отказано без рассмотрения требований по существу в связи с пропуском срока подачи административного искового заявления в суд.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19 мая 2021 года решение Верховного Суда Республики Коми от 19 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 20 января 2021 года отменены, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением Верховного Суда Республики Коми от 28 июля 2021 года административное дело передано на рассмотрение в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечен председатель Избирательной комиссии Республики Коми Митюшев Д.И.
Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 8 декабря 2021 года принят отказ Никулина А.В. от административных исковых требований о возложении на Избирательную комиссию Республики Коми обязанности провести голосование по вопросу "Об освобождении от занимаемой должности секретаря Избирательной комиссии Республики Коми" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Производство по административному делу по административному исковому заявлению Никулина А.В. к Избирательной комиссии Республики Коми, председателю Избирательной комиссии Республики Коми Митюшеву Д.И. в части требований о возложении на Избирательную комиссию Республики Коми обязанности провести голосование по вопросу "Об освобождении от занимаемой должности секретаря Избирательной комиссии Республики Коми" прекращено.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 8 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 16 мая 2022 года, административное исковое заявление Никулина А.В. удовлетворено, признано незаконным решение Избирательной комиссии Республики Коми об исключении из повестки заседания Избирательной комиссии Республики Коми N 157 от 5 августа 2020 года N 1 "Об освобождении от занимаемой должности секретаря Избирательной комиссии".
В кассационной жалобе Избирательной комиссии Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 8 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 16 мая 2022 года, поданной через суд первой инстанции 10 октября 2022 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 31 октября 2022 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в связи с неправильным применением норм материального права и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Материалами дела установлено, что постановлением Государственного Совета Республики Коми от 23 ноября 2017 года N VI-5/59 Никулин А.В. назначен членом Избирательной комиссии Республики Коми с правом решающего голоса.
В качестве члена Избирательной комиссии Республики Коми Никулин А.В. 2 августа 2020 года обратился на имя председателя Избирательной комиссии Республики Коми с письмом о включении в повестку заседания Избирательной комиссии Республики Коми вопроса "Об освобождении от занимаемой должности секретаря Избирательной комиссии Республики Коми", одновременно с ним внес проект постановления Избирательной комиссии Республики Коми по поставленному вопросу.
Разрешая административное дело, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что поставленный членом Избирательной комиссии Республики Коми Никулиным А.В. вопрос был внесен председателем Избирательной комиссии Республики Коми в повестку заседания Избирательной комиссии N 157, назначенного на 5 августа 2020 года.
Протокольным решением Избирательной комиссии Республики Коми 5 августа 2020 года вопрос N 1 "Об освобождении от занимаемой должности секретаря Избирательной комиссии Республики Коми" исключен из повестки заседания Избирательной комиссии.
Суды нижестоящих инстанций пришли к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом административных исковых требований, поскольку Избирательной комиссией Республики Коми в данном случае были допущены нарушения норм действующего законодательства, предусматривающих как право члена комиссии ставить на рассмотрение в повестку заседания комиссии и требовать рассмотрения вопроса об освобождении от должности секретаря комиссии при условии соблюдения процедуры направления приведенного вопроса на рассмотрение комиссии, так и обязанность комиссии рассмотреть указанный вопрос тайным голосованием.
Между тем выводы судов нельзя признать основанными на правильном применении норм материального права и соответствующими обстоятельствам административного дела ввиду следующего.
В силу положений статьи 17 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года N 88-РЗ "О выборах и референдумах в Республике Коми" Избирательная комиссия Республики Коми является государственным органом Республики Коми, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов на территории Республики Коми в соответствии с компетенцией, установленной федеральными конституционными законами. Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, иными законами Республики Коми. Избирательная комиссия Республики Коми действует на постоянной основе, является юридическим лицом, имеет расчетный счет в банке, самостоятельный баланс, гербовую печать, иные печати, штампы и бланки со своим наименованием и реквизитами. Избирательная комиссия Республики Коми состоит из 12 членов комиссии с правом решающего голоса.
На основании положений пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально.
В силу пункта 12 статьи 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" комиссия по требованию любого ее члена обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.
Согласно положениям пунктов 13-14 статьи 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 настоящего Федерального закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению), при этом избрание новых председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 4, 5, 5.1, 6 и 8 настоящей статьи. Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
В соответствии с пунктом 23 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член комиссии с правом решающего голоса вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать по данным вопросам голосования.
Исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства в их системной взаимосвязи, принцип коллегиальности в работе избирательных комиссий реализуется в том, что вопросы, входящие в компетенцию избирательной комиссии, рассматриваются на ее заседаниях, и решения по этим вопросам принимаются с учетом мнения всех или большинства членов комиссии, путем голосования. Праву члена комиссии вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии и требовать по данным вопросам голосования корреспондирует обязанность комиссии проводить голосование по указанным вопросам в том случае, если данные вопросы входят в ее компетенцию и рассматриваются комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.
В силу вышеприведенных положений пункта 13 статьи 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также пункта 17 Регламента Избирательной комиссии Республики Коми, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Республики Коми от 9 апреля 2014 года N 92/467-6 (далее - Регламент) к полномочиям комиссии отнесено рассмотрение вопроса о досрочном освобождении от должности секретаря комиссии.
Такое решение, за исключением случая освобождения секретаря от должности по личному заявлению, принимается на основании решения Комиссии по итогам тайного голосования большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса, что также предусмотрено в пункте 38 Регламента.
Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом Республики Коми "О выборах и референдумах в Республике Коми" и Регламентом не урегулирован порядок утверждения повестки дня заседания комиссии.
Между тем в соответствии с пунктом 8.1.1 Инструкции по делопроизводству в Избирательной комиссии Республики Коми, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Республики Коми от 21 апреля 2016 года проект повестки дня заседания комиссии формируется секретарем комиссии в сроки, установленные Регламентом Комиссии, на основании планов работы и постановлений Комиссии, поручений Председателя Комиссии, поступивших документов и, после согласования с Председателем, подписывается секретарем Комиссии.
Члены Комиссии вправе предложить внести в проект повестки дня заседания Комиссии вопросы, не предусмотренные планами работы и постановлениями Комиссии, при условии наличия подготовленных по этому вопросу документов.
Данные вопросы включаются в проект повестки дня заседания комиссии при письменном обращении члена Комиссии, по инициативе которого вопрос выносится на заседание, на имя Председателя Комиссии, в котором указывается название вопроса, докладчик и дата передачи согласованного проекта постановления и материалов к нему секретарю Комиссии (пункт 8.1.2).
Таким образом, к полномочиям должностных лиц комиссии (секретаря и председателя) отнесено лишь формирование проекта повестки дня заседания комиссии, в том числе с учетом предложений членов избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе их письменных предложений.
В то же время по смыслу вышеприведенных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", исходя из предусмотренного принципа коллегиальности, как основы организации деятельности избирательных комиссий, утверждение повестки дня осуществляется самой комиссией путем проведения по данному вопросу голосования. При этом решение принимается большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
При этом исходя из указанного принципа коллегиальности, комиссия вправе как дополнить представленный ей на утверждение проект повестки дня, так и большинством голосов исключить соответствующий вопрос из предложенного к рассмотрению проекта повестки дня заседания комиссии.
В данном случае, как следует из материалов административного дела, при обсуждении комиссией проекта повестки дня заседания избирательной комиссии, предложенный административным истцом вопрос об освобождении от занимаемой должности секретаря Избирательной комиссии Республики Коми большинством голосов членов комиссии с правом решающего голоса был исключен из повестки дня. Затем решение об утверждении повестки дня заседания за исключением вопроса, внесенного в проект повестки по инициативе административного истца, также было принято большинством членов комиссии с правом решающего голоса.
Таким образом, вопреки выводам судов нижестоящих инстанций, инициированный административным истцом вопрос об освобождении от занимаемой должности секретаря Избирательной комиссии Республики Коми не был включен в утвержденную повестку дня заседания комиссии 5 августа 2020 года. В связи с чем у Избирательной комиссии Республики Коми не возникло предусмотренной пунктом 12 статьи 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" обязанности проведения голосования по вопросу об освобождении от занимаемой должности секретаря комиссии.
Иное толкование положений действующего законодательства означало бы возложение на избирательную комиссию в нарушение вышеуказанных основ организации ее деятельности обязанности рассмотрения по существу любых вопросов ее компетенции, вне зависимости от их включения в утвержденную большинством голосов членов комиссии повестку дня, что противоречит требованиям пунктов 1, 12 статьи 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
С учетом изложенного, вывод судов о том, что поскольку вопрос был внесен предварительно в повестку заседания, комиссии не имела правовых оснований для исключения из повестки заседания комиссии поставленного вопроса, который подлежал разрешению комиссией тайным голосованием, не может быть признан основанным на правильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 11 статьи 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.
В то же время в данном случае указанные основания для отмены протокольного решения Избирательной комиссии Республики Коми 5 августа 2020 года у судов отсутствовали. Оспариваемое решение принято комиссией в пределах предоставленной Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" компетенции и с соблюдением процедуры его принятия.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
С учетом вышеизложенного, решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 8 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 16 мая 2022 года не могут быть признаны законными и обоснованными, они подлежат отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления Никулина А.В.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 8 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 16 мая 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Никулина А. В. к Избирательной комиссии Республики Коми, председателю Избирательной комиссии Республики Коми Митюшеву Д.И. о признании незаконным решения Избирательной комиссии Республики Коми от 5 августа 2020 года отказать.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 19 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.