Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Бельмас Н.А. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-1904/2022) по кассационной жалобе Елисеева С.О. на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 16 марта 2022г. и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 6 сентября 2022г. (N33а-3815/2022) по административному иску Елисеева С.О. к ФСИН России, УФСИН России по Калининградской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Елисеев С.О. обратился в суд с административным иском, в котором, ссылаясь на то, что условия содержания в следственном изоляторе вызывали унижение его человеческого достоинства и причиняли ему нравственные и физические страдания, просил суд взыскать в его пользу с УФСИН России по Калининградской области за счет казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 150 000 рублей.
Решением Центрального районного суда г.Калининграда от 04 марта 2021г. заявленные Елисеевым С.О. исковые требования были удовлетворены частично, в его пользу с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации взыскана компенсация морального вреда в размере 2 000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований Елисееву С.О. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 12 мая 2021г. решение суда изменено, снижен размер компенсации до 500 руб.
Кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 17 ноября 2021г. решение Центрального районного суда г. Калининграда от 4 марта 2021г. и апелляционное определение от 12 мая 2021г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в порядке административного производства в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении Елисеев С.О. как административный истец заявленные требования, связанные с ненадлежащими условиями содержания под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в указанный выше период, поддержал, настаивая, что условия его содержания не соответствовали требованиям действующего законодательства, а именно: камеры учреждения были переполнены, освящение не соответствовало нормативам, вентиляция находилась в не рабочем состоянии, умывальник был установлен вплотную к туалету, стол, не предполагал прием пищи всеми осужденными одновременно, в камере были нарушены санитарные и гигиенические требования. Указанные ненадлежащие условия причинили административному истцу моральные страдания.
В этой связи административный истец Елисеев С.О. просил взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации, УФСИН России по Калининградской области денежную компенсацию в размере 300 000 руб. в счет возмещения причиненного ему морального вреда.
Решением Центрального районного суда г.Калининград от 16 марта 2022г. административный иск удовлетворен частично, в пользу Елисеева С.О. с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в счет компенсации морального вреда взыскано 500 (пятьсот) руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 6 сентября 2022г. решение Центрального районного суда г. Калининграда от 16 марта 2022г. изменено, размер взысканной компенсации увеличен до 2 000 руб.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Елисеев С.О. не согласен с размером присужденной компенсации, считает, что размер компенсации является заниженным.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Согласно ч.1 ст.227.1 КАС РФ, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) учреждения, может заявить требования о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.
Федеральным законом от 27 декабря 2019г. N494-ФЗ установлено право подозреваемых, обвиняемых, содержащихся под стражей, на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей.
Подозреваемые, обвиняемые, содержащиеся под стражей, имеют право на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ (ч. 4 ст. 17, ст. 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995г. N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом N 103-ФЗ от 15 июля 1995г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 15 июля 1995г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Частью 1 ст.15 указанного Федерального закона предусмотрено, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ст. 17, ст. ст. 23, 24 названного Федерального закона, лицам, содержащимся под стражей, гарантируется получение бесплатного питания, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Статьей 16 названного Федерального закона определено, что в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Пунктами 40-45 действующих Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005г. N 189, установлено, что подозреваемые и обвиняемые бесплатно во временное пользование обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами, камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере, приточной и/или вытяжной вентиляцией, напольной чашей (унитазом), умывальником, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы.
Из материалов дела следует, что Елисеев С.О. с 2 февраля 2015г. по 5 июня 2015г. и с 22 июня 2015г. по 28 июля 2015г. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области.
Установив факт неполного соответствия условий содержания Елисеева С.О. требованиям Федерального закона от 15 июля 1995г. N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для присуждения компенсации Елисееву С.О. за ненадлежащие условия содержания, определив компенсацию с учетом конкретных обстоятельств дела в размере 500 руб.
Соглашаясь в целом с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для присуждения компенсации административному истцу за нарушение условий содержания, судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда указала следующее.Обращаясь в суд с настоящим иском, Елисеев С.О. ссылался на то, что в период содержания его в камере следственного изолятора норма площади на одного человека соблюдена не была, помещение СИЗО-1 требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства не соответствовало, освящение не соответствовало нормативам, вентиляция находилась в не рабочем состоянии, умывальник был установлен вплотную к туалету, стол, не предполагал прием пищи всеми осужденными одновременно.
Вместе с тем, указанные доводы истца своего подтверждения не нашли.
Так, лицам, содержащимся в изоляторе, обеспечивались надлежащие материально-бытовые условия, они размещались в камерах из расчета площади 4 кв.м на одного человека, им выдавались для индивидуального пользования постельные принадлежности, постельное белье, посуда истоловые приборы. При отсутствии денежных средств на лицевом счете по заявлению выдавались индивидуальные средства гигиены. Камеры следственного изолятора в соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы МЮ РФ оборудовались мебелью, санитарными и необходимыми бытовыми приборами - кроватями, столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; санитарным узлом, краном с водопроводной водой, тазами, вешалкой для одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, светильниками дневного и ночного освещения. Оконные проемы камер имели стандартные размеры и были остеклены, их конструкция позволяла обеспечить доступ свежего воздуха и естественного освещения.
Как следует из акта, составленного по результатам проверки соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, проведенной главным государственным санитарным врачом - начальником ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России Пряхиной Т.В. от 24 марта 2015г, а также акта заместителя начальника ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России Мансурова В.М. от 1 апреля 2014г, следует, что следственный изолятор располагается в двух 5-ти этажных специально построенных кирпичных зданиях, одно из которых довоенной постройки. Водоснабжение учреждения (горячее и холодное) осуществляется от городских сетей. Качество питьевой воды соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Отопление учреждения центральное от городских теплосетей. На момент проверок температура воздуха в камерах составляла 18-22 °С, что соответствует норме. Санитарное состояние территории удовлетворительное. Камеры изолятора оборудованы механической приточно-вытяжной вентиляцией, естественная вентиляция камер осуществляется через фрамуги в окнах. Стены камер покрыты штукатуркой и водоэмульсионной краской, полы деревянные. Все камеры оборудованы окнами, размер окон соответствует требования СП 15- 01 "Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем" Министерства юстиции Российской Федерации от 2001 года. Во всех камерах имеется естественное освещение через окна и искусственное освещение, выполненное люминесцентными светильниками. Уровень искусственного освещения достаточный. В камерах установлены 2-х ярусные кровати с постельными принадлежностями, имеются полки для хранения предметов первой необходимости. Все камеры оборудованы санузлами, умывальниками. На момент проверок все сантехприборы находились в исправном состоянии. Уборка камер проводится силами подследственных 1 раз в день. Уборочный инвентарь выдается в камеру дежурным инспектором только на время уборки. Плановые дератизационные и дезинфекционные мероприятия в камерах проводятся в соответствии с графиком, о чем имеются отметки в журнале текущей дезинфекции.
Контроль санитарного состояния в камерах осуществляется ежедневно дежурным медицинским работником в ходе обходов. Питание лиц, содержащихся в следственном изоляторе организовано на базе столовой учреждения, в соответствии с требованиями действующего законодательства по нормам, предусмотренным Приказом МЮ РФ N 125 от 2 августа 2005г. "Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время". Банно-прачечное обеспечение лиц, содержащихся в учреждении, в целом оценивается удовлетворительно. Помывка организована 1 раз в 7 дней со сменой нательного и постельного белья. Технологическое оборудование исправно, график помывки, стирки, дезкамерной обработки постельных принадлежностей и личных вещей соблюдается.
В связи с этим доводы истца о нарушениях предусмотренных законом норм материально-бытового обеспечения, несоответствия помещений СИЗО-1 требованиям санитарно- эпидемиологического законодательства в период его содержания в данном учреждении, отклонены обоснованно.
За вышеуказанный период содержания истца в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области каких-либо жалоб на ненадлежащие условия содержания в камерах от него не поступало.
Согласно сообщению Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Елисеев С.О. обращался в адрес Уполномоченного в апреле 2015г. с жалобой только лишь на оказание медицинской помощи, по результатам проведенной проверки нарушений при оказании медицинской помощи выявлено не было.
При этом ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области были нарушены условия содержания истца в камере СИЗО в части несоблюдения требований закона об обеспечении его нормой санитарной площади на одного человека в размере 4 кв.м.
Согласно учетно-алфавитной карточке на следственно-арестованного, в указанный выше период времени Елисеев С.О. содержался в камерах NN 3/9 и 3/29 изолятора.
По данным ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в феврале 2015 года в следственном изоляторе при лимите наполнения 340 человек среднесписочная численность подозреваемых, обвиняемых и осужденных составляла 384 человека, в марте 2015 года - 406 человек, в апреле 2015 года - 428 человек, в мае и в июне 2015 года - 447 и 444 человека соответственно, а в июле 2015 года - 469 человек.
Внимание на эти обстоятельства обращено и в докладе уполномоченного по правам человека в Калининградской области за 2016 год (находится в открытом доступе на сайте в сети Интернет), в котором указано, что на протяжении 2015 года и середины 2016 года остро стоял вопрос о перелимите спецконтингента, содержащегося в СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в среднем на 114 человек.
Представленная справка о количестве лиц, содержащихся ежедневно в камерах наряду с истцом, свидетельствует о том, что в 2015 году истец на протяжении 36 дней из 161 дня нахождения его в изоляторе содержался в камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области с нарушением требований, предъявляемых к площади камер на каждого подозреваемого (обвиняемого, осужденного).
Так, в камере N 3/9 площадью 13, 4 кв.м наряду с истцом содержалось еще три человека на протяжений 21 дня, на каждого из них приходилось по 3, 35 кв.м площади помещения, остальное время он содержался в данной камере без нарушения нормы санитарной площади на человека, а несколько дней он находился там один.
Таким образом, в период содержания административного истца в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области нарушались требования ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995г. N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в части обеспечения санитарной площади 4 кв.м на одного человека, что свидетельствует о нарушении условий содержания административного истца и является основанием для присуждения компенсации.
С учетом фактических обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда пришла к обоснованному выводу о том, что при определении размера компенсации судом первой инстанции не в полной были учтены степень физических и нравственных страданий истца от ненадлежащих условий содержания в СИЗО, длительность периода нарушения его прав, что составило 36 дней, требования разумности и справедливости, индивидуальные особенности административного истца, иные заслуживающие внимания обстоятельства.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что определенный судом размер компенсации морального вреда в сумме 500 руб. не отвечает степени и характеру причиненных истцу нравственных страданий, в связи с чем правомерно увеличил размер присужденной компенсации до 2 000 руб.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
При определении размера компенсации за нарушение условий содержания, суд апелляционной инстанции учел характер и продолжительность нарушения, а также требования разумности и справедливости.
Выводы судебных инстанций о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска Елисеева С.О. в части являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г.Калининграда от 16 марта 2022г.(в неизмененной части) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 6 сентября 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу Елисеева С.О.-без удовлетворения.
Решение Центрального районного суда г.Калининграда от 16 марта 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 6 сентября 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 21 декабря 2022г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.