Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 апреля 2008 г. N A26-3626/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 января 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г., судей Кустова А.А. и Тарасюка И.М.,
при участии от ОАО "Карельская энергосбытовая компания" Краснопольского СО. (доверенность от 01.01.2008), от ЗАО "Петрозаводскмаш" Валданен Е.А. (доверенность от 01.01.2008),
рассмотрев 02.04.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Петрозаводскмаш" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.08.2007 (судья Панова Т.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2007 (судьи Жиляева Е.В., Ларина Т.С., Марченко Л.Н.) по делу N А26-3626/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Карельская энергосбытовая компания" (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к закрытому акционерному обществу "Петрозаводскмаш" (далее - Предприятие) о взыскании 611 926 руб. 30 коп. задолженности по оплате электрической энергии согласно договору энергоснабжения от 01.01.2007 N 0005 за период с января по март 2007 года. .
Решением от 08.08.2007 иск полностью удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.11.2007 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а именно: Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ), Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования).
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель Компании просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Компанией (гарантирующий поставщик) и Предприятием (потребитель) заключен договор энергоснабжения от 01.01.2007 N 0005 (с протоколами разногласий, согласования и урегулирования разногласий), по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии и мощности, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электроэнергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электроэнергией потребителей, а потребитель - оплачивать приобретаемую электроэнергию и мощность и оказанные услуги, а также соблюдать режим потребления энергии и мощности.
За период с января по март 2007 года Компания поставила Предприятию электрическую энергию на общую сумму 40 773 867 руб. 64 коп. Предприятие произвело оплату полученной энергии в размере 40 161 941 руб. 34 коп.
Предприятие посчитало, что при расчёте стоимости поставленной электрической энергии Компания неправомерно применила свободные (нерегулируемые) цены на часть полученного им объема электроэнергии, в связи с чем оплатило счета-фактуры за исключением 611 926 руб. 30 коп., что послужило основанием для обращения Компании в арбитражный суд с иском о взыскании данной суммы с ответчика.
Спор по количеству поставленной электроэнергии между сторонами отсутствует.
Удовлетворяя иск в полном объеме, суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на положения об энергоснабжении, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом N 35-ФЗ, Законом N 41-ФЗ, Правилами N 530, Основами ценообразовании, сделали вывод о том, что электроэнергия, приобретенная истцом по нерегулируемым ценам, должна быть оплачена Предприятием также по нерегулируемой цене пропорционально приходящейся на него доле независимо от наличия соглашения о внесении изменений в договор энергоснабжения. При этом суды обеих инстанций исходили из того, что расчет свободных цен и объема электроэнергии, подлежащего продаже ответчику по нерегулируемым ценам, осуществлен истцом в соответствии с Правилами N 530.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований не согласиться с решением и постановлением и считает их полностью соответствующими материалам дела, требованиям закона.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором (статья 310 ГК РФ).
Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 названного Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Пунктом 2 статьи 424 ГК РФ определено, что изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Согласно статье 2 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (статья 6 Закона).
Законом N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков; по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. В пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации утвердило Правила.
В пункте 106 Правил N 530 определено, что на розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.
В силу пункта 109 Правил N 530 электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с пунктом 106 Правил, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках.
Пунктами 109 - 111 Правил N 530 установлен механизм расчета нерегулируемых цен, что в системном толковании со статьей 2 Закона N 41-ФЗ указывает на их императивный характер.
Из приведенных положений Правил N 530 суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что для всех потребителей, за исключением населения, предусмотрен отпуск электроэнергии частично по нерегулируемым (свободным) ценам, которые складываются на оптовом рынке электроэнергии.
Поскольку Компания поставила Предприятию в период с января по март 2007 года электроэнергию, приобретенную как по регулируемым, так и по свободным ценам, она правомерно предъявила ответчику к оплате стоимость этой энергии, исчисленной с учетом положений, предусмотренных абзацем 4 пункта 108 Правил N 530.
Размер заявленного иска проверен судами и признан правильным.
Обстоятельства дела были предметом тщательного рассмотрения судами предшествующих инстанций.
Нарушений или неправильного применения судами норм материального либо процессуального права кассационная инстанция не усматривает.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо- Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.08.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2007 по делу N А26-3626/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Петрозаводскмаш" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
Судьи |
А.А. Кустов |
|
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 апреля 2008 г. N A26-3626/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника