Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Медведкиной В.А.
судей Чекрий Л.М, Осиповой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2- 203/2021 по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, администрации МО МР "Печора", администрации МО ГП "Кожва", ООО "Консул", ООО "Региональный оператор Севера" о возложении обязанности совершить определенные действия
по кассационным жалобам Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, ООО "Региональный оператор Севера" на решение Печорского городского суда от 18 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 27 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Чекрий Л.М, объяснения прокурора Парфеновой Е.Г, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к Минприроды Республики Коми, администрации МО МР "Печора", администрации МО ГП "Кожва", ООО "Консул", в котором просил возложить на Минприроды Республики Коми в срок до 01 января 2022г. обязанности организовать сбор и вывоз отходов, не санкционированно размещенных на территории следующих земельных участков: площадью около 200 м2, расположенного в квартале 125 Каминского участкового лесничества ГУ РК "Печорское лесничество" в районе 15 км от г..Печора при движении по автодороге п. Луговой - п. Белый-Ю (привязка к точке с координатами: 65.219042 с.ш... 57.156812 в.д.): площадью около 90 м2. расположенного в квартале 125 Канинского участкового лесничества ГУ РК "Печорское лесничество" в районе 15 км от г..Печора при движении по автодороге п. Луговой - п. Белый- Ю) (привязка к точке с координатами: 65.218268 с.ш, 57.157700 в.д.): разработать проект рекультивации и рекультивировать земельные участки, на которых обнаружены указанные места несанкционированного размещения отходов; возложении на Минприроды Республики Коми, администрацию МО МР "Печора" и администрацию МО ГП "Кожва" обязанности в срок до 01 января 2022г.: организовать сбор и вывоз отходов, не санкционированно размещенных на земельном участке, расположенном в квартале 162 Левобережного участкового лесничества ГУ РК "Печорское лесничество" на 4 км автодороги пгт.
Кожва (ж/д станция) - Щебеночный завод (привязка к точке с координатами: 65.09338 с.ш, 57.92607 в.д.) площадью 1.00 га, на котором исторически образовалась используемая длительное время несанкционированная свалка ГКО: разработать проект рекультивации и рекультивировать данный земельный участок; возложить на Минприроды Республики Коми, администрацию МО МР "Печора", администрацию МО ГП "Кожва" обязанность в срок до 01 января 2022г.: организовать сбор и вывоз отходов, не санкционированно размещенных на земельном участке площадью 1.47 га, который использовался с целью размещения ГКО в последние годы, расположенном в квартале 162 Левобережного участкового лесничества ГУ РК "Печорское лесничество" на 4 км автодороги oт пгт. Кожва (ж/д станция) - Щебеночный завод (привязка к точке с координатами: 65.09338 с.ш, 57, 92607 в.д.), разработать проект рекультивации и рекультивировать земельный участок, произвести расчистку от отходов лесного участка площадью 0.83 га, расположенного между автодорогой и несанкционированной свалкой ГКО, представляющего собой лесной массив, захламлённый твердыми коммунальными отходами.
Исковые требования прокурор обосновал тем, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры Республики Коми проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, в рамках которой изучены сведения, изложенные в средствах массовой информации. По результатам проведенной проверки на территории МО МР "Печора" установлено наличие нескольких несанкционированных свалок отходов. Несанкционированные свалки создают угрозу повреждения и уничтожения лесов, в том числе в результате лесных пожаров, тем самым представляют собой потенциальную опасность здоровью и безопасности населения.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ООО "Региональный оператор Севера", в качестве третьих лиц привлечены УФССП России по Республике Коми, ООО "Центр экологического партнерства".
Решением Печорского городского суда Республики Коми от 18 октября 2021 г. исковые требования прокурора удовлетворены частично. Минприроды Республики Коми обязано в срок до 31 декабря 2022 г. организовать сбор и вывоз отходов, не санкционированно размещенных на территории следующих земельных участков: площадью около 200 м2, расположенного в квартале 125 Канинского участкового лесничества ГУ РК "Печорское лесничество" в районе 15 км от г. Печора при движении по автодороге н. Луговой п. Белый-Ю (привязка к точке с координатами: 65.219042 с.ш, 57.156812 в.д.); площадью около 90 м2. расположенного в квартале 125 Канинского участкового лесничества ГУ РК "Печорское лесничество" в районе 15 км от г. Печора при движении по автодороге п. Луговой - п. Белый-Ю (привязка к точке с координатами: 65.218268 с.ш, 57.157700 в.д.); разработать проект рекультивации и рекультивировать земельные участки, на которых обнаружены места несанкционированного размещения отходов.
Администрация муниципального образования муниципального района "Печора", ООО "Региональный оператор Севера", ООО "Консул" обязаны в
срок до 31 декабря 2022г. организовать сбор и вывоз отходов, не санкционированно размещенных на земельном участке, расположенном в квартале 162 Левобережного участкового лесничества ГУ РК "Печорское лесничество" на 4 км автодороги шт. Кожва (ж/д станция) - Щебеночный завод (привязка к точке с координатами: 65, 09338 с.ш, 57.92607 в.д.) площадью 1.00 га, на котором исторически образовалась используемая длительное время несанкционированная свалка ГКО; разработать проект рекультивации и рекультивировать данный земельный участок.
Администрация муниципального образования муниципального района "Печора", ООО "Региональный оператор Севера". ООО "Консул" обязаны в срок до 31 декабря 2022г. организовать сбор и вывоз отходов, несанкционированно размещенных на земельном участке площадью 1, 47 га, который использовался с целью размещения ГКО в последние годы, расположенном в квартале 162 Левобережного участкового лесничества ГУ РК "Печорское лесничество" на 4 км автодороги от пгт. Кожва (ж/д станция) - Щебеночный завод (привязка к точке с координатами: 65.09338 с.ш, 57, 92607 в.д.), разработать проект рекультивации и рекультивировать земельный участок, произвести расчистку от отходов лесного участка площадью 0, 83 га, расположенного между автодорогой и несанкционированной свалкой ТКО, представляющего собой лесной массив, захламленный твердыми коммунальными отходами.
В иске к Минприроды Республики Коми, администрации ГП "Кожва" в части требований о возложении обязанности организовать сбор и вывоз отходов, не санкционированно размещенных на земельном участке, расположенном в квартале 162 Левобережного участкового лесничества ГУ РК "Печорское лесничество" на 4 км автодороги пгт. Кожва (ж/д станция) - Щебеночный завод (привязка к точке с координатами: 65.9338 с.ш, 57, 92607 в.д.) площадью 1, 00 га; разработать проект рекультивации и рекультивировать земельный участок, расположенный в квартале 162 Левобережного участкового лесничества ГУ РК "Печорское лесничество" на 4 км автодороги от пгт. Кожва (ж/д станция) - Щебеночный завод (привязка к точке с координатами: 65.09338 с.ш, 57, 92607 в.д.), площадью 1, 00 га; организовать сбор и вывоз отходов, не санкционированно размещенных на земельном участке площадью 1.47 га, расположенном в квартале 162 Левобережного участкового лесничества ГУ РК "Печорское лесничество" на 4 км автодороги от пгт. Кожва (ж/д станция) - Щебеночный завод (привязка к точке с координатами: 65, 09338 с.ш... 57, 92607 в.д.): разработать проект рекультивации и рекультивировать земельный участок площадью 1.47 га, расположенный в квартале 162 Левобережного участкового лесничества ГУ РК "Печорское лесничество" на 4 км автодороги от пгт. Кожва (ж/д станция) - Щебеночный завод (привязка к точке с координатами: 65, 09338 с.ш... 57, 92607 в.д.); произвести расчистку от отходов лесного участка площадью 0, 83 га, расположенного между автодорогой и несанкционированной свалкой ГКО, представляющего собой лесной массив, захламленный твердыми коммунальными отходами, отказано.
С ООО "Региональный оператор Севера", ООО "Консул" в доход бюджета МО МР "Печора" взыскана государственная пошлина в сумме 300 руб. (с каждого по 150 руб.).
В иске к Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз). Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 27 июня 2022 г. решение суда в части удовлетворения исковых требований прокурора к ООО "Консул", взыскании с данного лица государственной пошлины отменено. В данной части принято новое решение, которым в иске отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционные жалобы Минприроды Республики Коми и ООО "Региональный оператор Севера" - без удовлетворения.
В кассационных жалобах Минприроды Республики Коми и ООО "Региональный оператор Севера" ставят вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения как постановленных с нарушениями требований закона.
В судебном заседании прокурор Парфенова Е.Г. возражала против удовлетворения жалобы.
На рассмотрение дела в Третий кассационный суд общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), сведения о движении жалобы размещены на сайте суда в сети "Интернет". На основании части 5 статьи 379.5 ГПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участника процесса, изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационных жалоб в соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, с учетом частичной отмены решения судом апелляционной инстанции, не имеется.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, в рамках которой изучены сведения, изложенные в средствах массовой информации (выпуск газеты "Трибуна" от 28 августа 2020г. статья "Печора тонет в мусоре"), выявлено наличие нескольких несанкционированных свалок отходов по указанным выше координатам.
По информации Минприроды Республики Коми вышеперечисленные несанкционированные места складирования и размещения отходов расположены в квартале 125 Канинского участкового лесничества ГУ РК "Печорское лесничество". Вторая несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов расположена на 4 км автодороги о т ж/д станции шт. Кожва до Щебеночного завода в границах квартала 162 Левобережного участкового лесничества ГУ РК "Печорское лесничество" (привязка к точке с координатами: 65, 09338 с.ш, 57, 92607 в.д.). Общая площадь захламления составляет 3, 30 га. Несанкционированное место размещения отходов составляет 3 участка: первый, площадью 1.00 га, является земельным участком, на котором исторически образовалась используемая длительное время несанкционированная свалка ГКО. Данный земельный участок представляет собой практически безлесую территорию, местами наблюдается подрост; второй участок, площадью 1.47 га, прилегающий к основной свалке, используется с целью размещения ГКО в последние годы; третий из них, площадью 0, 83га, представляет собой покрытый лесом земельный участок, расположенный между автодорогой и непосредственно местом захламления - несанкционированной свалкой ГКО. На момент осмотра зафиксировано захламление указанного лесного массива твердыми коммунальными отходами.
Судом установлены обстоятельства, при которых образована несанкционированная свалка отходов в границах квартала 162 Левобережного участкового лесничества ГУ РК "Печорское лесничество". Так, постановлением главы администрации г. Печоры от 28 ноября 1996г. N 1196 "Об отводе земель УМП "Печоражилкомхоз" для полигона твердых бытовых отходов поселков Кожва, Изъяю, Набережный, Озерный" участок земель лесного фонда площадью 1 га, расположенный в квартале 162 Левобережного участкового лесничества ГУ "Печорское лесничество" и относящийся первой группе лесов, отведен в бессрочное (постоянное) пользование для размещения полигона твердых бытовых отходов.
Постановлением главы администрации п. Изъяю oт 18 декабря 1996г. N 88 "Об открытии полигона твердых бытовых отходов в лесах Печорского лесхоза Левобережного лесничества кв. 162" (на участке земель лесною фонда площадью 1 га, расположенном в квартале 162 Левобережною участкового лесничества ГУ "Печорское лесничество" и относящимся первой группе лесов, открыт полигон твердых бытовых отходов.
Постановлением главы администрации МР "Печора" от 04 августа 2014г. N 1244 "Об отнесении земельного участка с кадастровым номером 11:12:0201001:2398 к категории земель - земли промышленности и иною специального назначения" изменена категория земель участка земель лесного фонда площадью 1 га, расположенного в квартале 162 Левобережного участкового лесничества ГУ "Печорское лесничество", относящийся первой группе лесов, на категорию - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
На основании протестов Печорского межрайонного природоохранного прокурора указанные постановления отменены.
Из ответа Минприроды Республики Коми в адрес администрации ГП "Кожва" от 20 марта 2019г. следует, что вышеуказанная несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов расположена на землях лесного фонда.
Решением Печорского городского суда Республики Коми от 06 июля 2012г. на администрацию МО ГП "Кожва" была возложена обязанность исполнить полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов, а именно: в срок до 31 декабря 2013г. ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов производства и потребления - свалку ТБО, расположенную на 4 км автодороги пгт. (ст.) Кожва Щебеночный завод и находящуюся в границах 162 квартала Левобережного участкового лесничества ГКУ РК "Печорское лесничество", путем очистки указанной выше территории. Нa администрацию МО МР "Печора" Республики Коми возложена обязанность исполнить полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования, а именно: в срок до 31 декабря 2013г. организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов (вывозимых с территории населенных пунктов: Кожва. Изъяю. Набережный, Озерный, расположенных на территории МО МР "Печора").
На основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Печоре от 04 сентября 2015г. исполнительное производство в отношении администрации МО ГП "Кожва" окончено в связи с фактическим исполнением вышеуказанного решения суда.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что полигон для ТКО, вывозимых с территории населенных пунктов: Кожва, Изъяю. Набережный, Озерный, расположенных на территории МО МР "Печора" на левом берегу р. Печора не организован, отходы вывозятся на полигон, расположенный в г. Печоре в районе пос. Миша-Яг.
В период отсутствия ледовой переправы через р. Печора, вывозимые с территории населенных пунктов: Кожва. Изъяю, Набережный, Озерный ГКО временно размещались на несанкционированной свалке твердых коммунальных отходов, расположенной на 4 км автодороги от ж/д станции ш т. Кожва до Щебеночного завода в границах квартала 162 Левобережного участкового лесничества ГУ РК "Печорское лесничество" (привязка к точке с координатами: 65.09338 с.ш, 57.92607 в.д.).
Региональным оператором, осуществляющим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми является ответчик ООО "Региональный оператор Севера" (ранее ООО "Ухтажилфонд").
20 сентября 2018г. между ООО "Ухтажилфонд" ("Региональный оператор") и ООО "Консул" ("Исполнитель") заключен договор N 020/18-РО на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на срок до 31 декабря 2019г, 13 ноября 2019г. заключен новый договор N 221/19-РО. сроком до 31 декабря 2020г.
В соответствии с условиями данных договоров исполнитель в течение срока действия договора, обязуется по поручению Регионального оператора оказывать услуги по транспортированию ГКО в цикле оказания услуг по обращению с ГКО в соответствии с действующей утвержденной Территориальной схемой обращения с отходами, в т.ч. с ГКО Республики Коми, Приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 27 декабря 2018г. N579-ОД и Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 27 декабря 2018г. N2667 в границах территории оказания услуг согласно Приложения N 1 к Договору, в т.ч. осуществлять транспортирование ГКО до мест временного накопления или перегрузки ТКО, объектов размещения ТКО, указанных в Приложении N1 к Договору, в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно Приложению N 1, место передачи и размещения отходов, обработке (сортировке), обезвреживанию и утилизации ТКО с поселков городского типа Кожва и подчиненных ему территорий: пгт. Кожва. пгт. Изъяю, пст. Набережный и т.д. - на полигоне твердых бытовых отходов в г. Печора.
На основании письма ООО "Региональный оператор Севера" от 08 июля 2020г. в соответствии с п.10.4 Договора N 221/19-РО oт 13 ноября 2019г. указанный договор расторгнут с ООО "Консул" в одностороннем порядке с 08 июля 2020г.
В рамках действия вышеуказанных договоров с ООО "Ухтажилфопд" (в настоящее время ООО "Региональный оператор Севера"), в период распутицы и отсутствия ледовой переправы через р. Печора. ООО "Консул" по поручению Регионального оператора вывозимые ТКО временно складировало на территории "исторически сложившейся" свалки, расположенной на 4 км автодороги пгт. (ст.) Кожва Щебеночный завод. Данный факт подтверждается как письмами ООО "Ухтажилфопд" в адрес- администрации ГП "Кожва" и администрации МР "Печора", так и судебными решениями Арбитражного Суда Республики Коми oт 01 июня 2021г. и Второго Арбитражного Апелляционного Суда от 22 сентября 2021г.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив вышеприведенные обстоятельства и оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о частичном удовлетворении иска прокурора.
При этом суд исходил из того, что в отношении свалки, расположенной на земельных участках лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, а собственники бытовых отходов не установлены, на Минприроды Республики Коми следует возложить обязанность организовать сбор и вывоз отходов с данных участков.
Учитывая тот факт, что несанкционированное размещение ТКО на "исторически сложившейся" свалке, расположенной в квартале 162 Левобережного участкового лесничества ГУ РК "Печорское лесничество" на
км автодороги от пгт. Кожва (ж/д станция) - Щебеночный завод (привязка к точке с координатами: 65.09338 с.ш... 57, 92607 в.д.) с ноября 2018 года осуществлялось региональным оператором ООО "Региональный оператор Севера" с участием ООО "Консул", на данных ответчиков следует возложить обязанность организовать сбор и вывоз отходов с участков площадью 1.00га, площадью 1.47га, произвести расчистку от отходов лесного участка площадью 0.83га, расположенного между автодорогой и несанкционированной свалкой ГКО, представляющего собой лесной массив, захламленный твердыми коммунальными отходами
Учитывая, что несанкционированное размещение ТКО изначально было разрешено на основании постановления главы администрации г.Печоры, которое в последующем по протесту прокурора было отменено, размещение Региональным оператором с привлечением ООО "Консул" ТКО на "исторически сложившейся" свалке производилось с ведома администрации МР "Печора", суд счел необходимым также возложить обязанность на администрацию МР "Печора" по организации сбора и вывоза отходов с данной свалки
Оснований для возложения обязанности по организации сбора и вывоза отходов со свалки, расположенной в квартале 162 Левобережного участкового лесничества ГУ РК "Печорское лесничество" на 4 км автодороги от пгт. Кожва (ж/д станция) - Щебеночный завод (привязка к точке с координатами: 65.09338 с.ш, 57.92607 в.д.) на администрацию МО ГП "Кожва" и Минприроды Республики Коми суд не усмотрел, указывая, что администрация ГП "Кожва" решение Печорского городского суда от 06 июля 2012г. по гражданскому делу N2-1006/2012 исполнила полностью, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Печоре от 04 сентября 2015г. об окончании исполнительного производства фактическим исполнением, на Минприроды Республики Коми оснований для возложения данной обязанности не имеется, так как установлены собственники ТКО и лица, виновные в их размещении.
Суд апелляционной инстанции с выводом суда первой инстанции о том, что принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок, отходов, размещенных на землях лесного фонда в квартале 125 Канинского участкового лесничества ГУ РК "Печорское лесничество", относится к компетенции Минприроды Республики Коми согласился, признав несостоятельными доводы апелляционной жалобы данного ответчика.
Отклоняя доводы жалобы названного ответчика о необоснованном возложении соответствующих обязанностей, судебная коллегия указала, что несанкционированное размещение в лесах отходов производства и потребления необходимо устранять в рамках мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) путем выявления, пресечения и понуждения к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах. Случаи, когда виновные в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах лица не выявлены, надлежит рассматривать как факты неэффективного осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
Принимая во внимание действующее правовое регулирование, распределение полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, исходя из отсутствия в материалах дела сведений о том, что обнаруженные несанкционированные свалки расположены на землях лесного фонда, переданных в аренду или иное хозяйствование, а также при неустановлении лица, виновного в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах, признаны обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что организация мероприятий но ликвидации этих свалок и восстановлению нарушенного положения должна быть возложена именно на Минприроды Республики Коми.
Утрата с 1 октября 2016 года силы норм статей 54-56 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривавшей проведение такого санитарно- оздоровительного мероприятия как очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, не устраняет необходимость обеспечения санитарной безопасности в лесах в рамках осуществления полномочий по охране и защите лесов.
Введенная с 1 марта 2017 года норма пункта 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации не исключает из системы охраны лесов специализированный государственный региональный орган власти Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Именно данный ответчик наделен соответствующими государственными полномочиями, а также финансовыми возможностями осуществления вмененных мероприятий (пункт 10.37 Положения о Министерстве). Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Министерства по охране и защите лесов.
Доводы апелляционной жалобы ООО "Региональный оператор Севера" о том, что соответствующая свалка образована задолго до того, как данный ответчик стал осуществлять свою деятельность, т.е до 01 ноября 2018г, а также об отсутствии сведений о применяемых проверяющими лицами средствах измерений и их поверке отклонены судом апелляционной инстанции как не влияющие на законность решения суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судебных инстанций в обжалуемой части в полной мере соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права к спорным правоотношениям, оснований не согласиться с ними не имеется.
Доводы, приведенные в кассационных жалобах, повторяют правовую позицию ответчиков при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, основаны на неправильном применении норм материального права, направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов судов по фактическим обстоятельствам спора, исследованных судами и получивших должную правовую оценку, тогда как в силу части 3 статьи 390 ГПК РФ при рассмотрении дела в порядке кассационного производства суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Ссылки дополнительной кассационной жалобы Минприроды Республики Коми на обстоятельства, отраженные в документах, составленных после принятия обжалуемых судебных актов, не имеют правового значения с учетом компетенции суда кассационной инстанции.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра обжалуемых судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационных жалоб не установлено.
С учетом изложенного предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Печорского городского суда от 18 октября 2021 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 27 июня 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, ООО "Региональный оператор Севера" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.