Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ирышковой Т.В.
судей Птоховой З.Ю, Черлановой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО4 на решение Пестовского районного суда Новгородской области от 20 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородской областного суда от 20 апреля 2022 г. по делу N2-35/2022 по иску ФИО4 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначении страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, объяснения ФИО4, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО4 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области (далее также-ОПФР по Новгородской области) и просил признать незаконным решение территориального пенсионного органа от 10 марта 2021 г. об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж периоды его работы: с 01.07.1981 г. по 26.10.1982 г. и c 01.06.1986 r.no 01.06.1987 г. в должностях мастера-поездного диспетчера и мастера в Мехколонне N 78 треста "Центростроймеханизация", с 08.06.1987 г. по 14.09.1992 г. в должностях строймастера и мастера участка в Мехколонне N 60 треста "Центростроймеханизация", с 21.09.1992 г. по 15.04.1993 г. в должности прораба в МНПП "Элис", а также период службы по призыву в рядах ВС СССР с 04.11.1982 г. по 09.11.1984 г. и возложить на ответчика обязанность назначить ему страховую пенсию по старости с даты обращения с заявлением о назначении пенсии - с 10 декабря 2020 г.
Истец указал на данные его трудовой книжки, согласно которым, по мнению истца, возможно сделать вывод о его работе в спорные периоды в условиях труда, предусмотренных Списком N 2, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Определением суда от 20 января 2022 г. производство по гражданскому делу прекращено в части исковых требований о включении периода работы ФИО4 в должности прораба в МНПП "Элис" с 21.09.1992 г. по 15.04.1993 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с отказом истца от иска.
Решением Пестовского районного суда Новгородской области от 20 января 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородской областного суда от 20 апреля 2022 г, иск ФИО4 оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО4 просит отменить вышеуказанные судебные постановления, как незаконные, принять новое решение об удовлетворении требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также-ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения ФИО4, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО4, достигший возраста 59 лет, 10.12.2020 г. обратился в УПФР в Боровичском районе Новгородской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также- Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Решением УПФР в Боровичском районе Новгородской области от 10.03.2021 г. N 60574/21 в назначении страховой пенсии по старости досрочно ФИО4 отказано ввиду отсутствия у него требуемого специального стажа на работах с тяжелыми условиями труда.
При этом УПФР в специальный стаж ФИО4 не были включены следующие периоды работы: с 01.07.1981 г. по 26.10.1982 г. и с 01.06.1986 г. по 01.06.1987 г. в должностях мастера-поездного диспетчера и мастера в Мехколонне N 78 треста "Центростроймеханизация", с 08.06.1987 г. по 14.09.1992 г. в должностях строймастера и мастера участка в Мехколонне N 60 треста "Центростроймеханизация", с указанием на отсутствие документального подтверждения выполнения работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, также истцу отказано во включении в специальный стаж периода службы по призыву в рядах ВС СССР с 04.11.1982 г. по 09.11.1984 г.
Разрешая спор, суды нижестоящих инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу об отказе истцу в иске, исходили при этом из не подтверждения истцом его работы в спорные периоды в условиях, предусмотренных соответствующими Списками N2, что необходимо для назначения страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит обжалуемые судебные акты законными, поскольку выводы, изложенные в них, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела, а нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Вступившим в силу с 1 января 2019 г. Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин, по достижении которого при наличии требуемого страхового стажа, не менее 15 лет и индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 может быть назначена страховая пенсия по старости на общих основаниях.
Так, согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 г. N 350-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закона).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет, и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение" (далее также - постановление N665).
Подпунктом "б" пункта 1 постановления N665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10;
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173- для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно Списку N 2, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173, право на пенсию досрочно имели инженерно-технические работники, занимающие должности мастеров (десятников) и прорабов (пункт "б" раздела XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно- бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций").
В соответствии с позициями 22900006-23419 и 22900006-24441 раздела XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2 от 1991 г. право на льготное пенсионное обеспечение имеют мастера строительных и монтажных работ, производители работ.
Таким образом, для включения спорных периодов в специальный стаж в соответствии со Списками N2 требовалось подтверждение, что работа истца была связана непосредственно со строительством, реконструкцией, техническим перевооружением, реставрацией и ремонтом, а до 1992 г. -занятости со строительством.
Согласно пункту 3 постановления N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
Пунктом 4 названных Правил предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Приказом Минтруда РСФСР N3, Минсоцзащиты РСФСР N235 от 8 января 1992 г. были утверждены Разъяснения "О порядке применения на территории РСФСР Списков N1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10 и введенных в действие на территории РСФСР с 01 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 года N517". В соответствии с п.2 указанных разъяснений право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.
В дальнейшем норма о постоянной занятости была сохранена в постановлении Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78и78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011г. N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011г. N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о выполнении работ в определенном месте или структурном подразделении, о статусе населенного пункта и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета (пункт 13 Порядка).
Судами нижестоящих инстанций установлено, что ФИО4 зарегистрирован в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. N27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" 27 января 1998 г, то есть спорные периоды могли быть подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно выводам судов нижестоящих инстанций, льготный характер работы истца не подтвержден ни сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, ни соответствующими документами, выданными работодателем, к таким доказательствам не отнесены, указанные в трудовой книжке АТ-П N 1763942 и архивных справках сведения, согласно которым в спорные периоды истец работал в должностях мастера, строймастера, мастера-поездного диспетчера, однако перечисленные документы не подтверждают занятость истца в спорные периоды в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) в должности мастера на новом строительстве зданий и сооружений (для определения права по Списку N 2 1956 г, применяемого к периодам работы до 01.01.1992 г.), в качестве мастера строительных и монтажных работ в организациях, занятых строительством, реконструкцией, техническим перевооружением, реставрацией и ремонтом зданий, сооружений и других объектов (для определения права по Списку N2 1991 г.).
Вопреки доводам заявителя жалобы, свидетельские показания правомерно не приняты в качестве допустимых в силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При разрешении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 ГПК РФ является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
На основании оценки представленных истцом доказательств по правилам статьи 67 ГПК РФ, суды нижестоящих инстанций пришли выводу о недоказанности истцом в нарушение статьи 56 ГПК РФ факта осуществление им работы по профессии и в условиях, предусмотренных соответствующим разделом Списка N2 в условиях полной занятости, то есть не менее 80% от рабочего времени в спорные периоды, вопреки утверждениям заявителя жалобы об обратном.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильной оценке судом доказательств и о несогласии с установленными по делу обстоятельствами не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Каких -либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
Таким образом, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пестовского районного суда Новгородской области от 20 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородской областного суда от 20 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО4 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.