Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ирышковой Т.В.
судей Черлановой Е.С, Яроцкой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 25 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 16 августа 2022 г. по делу N 2-292/2022 по иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области о нарушении трудовых прав.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, объяснения ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N по "адрес" ФИО7 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) и ФИО6 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), возражавших относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области о взыскании компенсации четырехмесячного денежного содержания в связи с сокращением в размере 99 948 руб. 28 коп, неполученной суммы отпускных с декабря 2020 г. по июль 2021 г. в размере 27 896 руб. 17 коп, неполученной суммы за неиспользованный отпуск за период работы с 19 февраля 2020 г. по 17 сентября 2021 г. в размере 8 672 руб. 98 коп, компенсации за задержку выплаты четырехмесячного денежного содержания в размере 6 804 руб. 84 коп, неустойки за несвоевременное начисление денежных средств с даты обращения в суд по дату фактического исполнения обязательств исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ, компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что истец с 19 февраля 2018 г. по 17 сентября 2021 г. замещала должности государственной гражданской службы в инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинградской области, с 2 октября 2020 г. замещала должность старшего государственного налогового отдела камеральных проверок N 1 на основании служебного контракта от 2 октября 2020 г. N 014, уволена приказом ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области от 13 сентября 2021 г. по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе с 17 сентября 2021 г.
При увольнении истцу выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 80 507 руб. 32 коп. и компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 10, 17 дней в сумме 6610 руб. 70 коп.
Полагает, что при исчислении ее месячного денежного содержания и расчете компенсации инспекцией неправомерно не были учтены полученные ею ежеквартальные премии, средства материального стимулирования за достижения территориальными органами ФНС показателей эффективности их деятельности за 2, 3, 4 кварталы 2020 г. и 1 квартал 2021 г, и единовременные поощрения материального стимулирования в период за 12 календарных месяцев, предшествующих увольнению.
Указывает, что премии и единовременные поощрения носили систематический характер, Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих ежеквартально и ежемесячно производили начисление гражданским служащим выплат стимулирующего характера, размер которых зависел от показателей эффективности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных служащих, личного вклада в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на налоговые органы.
Отмечает, что для начисления компенсации в связи с сокращением в расчетный период с сентября 2020 г. по июль 2021 г. не были включены премии полученные средства материального стимулирования в общей сумме 299 844 руб. 79 коп.
Также истец выразила несогласие с размером выплат, производимых инспекцией при расчетах денежного содержания на период ее нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках за период с декабря 2020 г. по июль 2021 г. и за неиспользованный отпуск в сентябре 2021 г. при расчете которых также не были учтены полученные средства материального стимулирования и премий
Решением решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 25 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 16 августа 2022 г, в удовлетворении иска ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов, как незаконных, принятии по делу нового решения об удовлетворении требований истца.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и в поданных возражениях на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций были допущены такие нарушения норм материального и процессуального права.
Судами нижестоящих инстанций установлено и следует из материалов дела, что с 19 февраля 2018 г. ФИО1 проходила государственную гражданскую службу в ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области в различных должностях. Последняя занимаемая ФИО1 должность - старший государственный налоговой инспектор отдела камеральных проверок N 1 ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области.
Согласно пункта 9 служебного контракта N 14 от 2 октября 2020 г, заключенного с истцом, денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную "данные изъяты"; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций инспекции, исполнения должностного регламента; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным служащим ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области", утвержденного приказом ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области от 1 августа 2019 г. N 01-04/066@, выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств инспекции за фактически отработанное время.
Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области от 22 июня 2021 г. N 01-04-01-/056 "Об установлении предельной численности инспекции ФНС России межрайонного уровня Ленинградской области" и от 06 июля 2021 г. N 01-04-01/065 "О структуре Инспекции ФНС России по районам, городу, межрайонного уровня Ленинградской области", Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сосновый Бор Ленинградской области реорганизована с 20 сентября 2021 г. путем присоединения к Межрайонной ИФНС России N 3 по Ленинградской области.
Приказом ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области от 13 сентября 2021 г. N 04-05-01/032 ФИО1 уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе с 17 сентября 2021 г.
При увольнении ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области ФИО1 выплачена компенсация в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 80 507 руб. 32 коп. и компенсация за неиспользованные отпуска за период работы с 19 февраля 2020 г. по 17 сентября 2021 г. в количестве 10, 17 календарных дней в сумме 6 610 руб. 70 коп.
Также судами было установлено, что приказом Управления ФНС России по Ленинградской области от 05 июля 2019 г. N 01-04-02/032дсп, утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование государственных гражданских служащих инспекций ФНС России по Ленинградской области сверх установленного фонда оплаты труда (материальное стимулирование) за 1 квартал 2019 г.
Приказами Управления ФНС России по Ленинградской области от 26 сентября 2019 г. N 01-04-02/042дсп, от 05 декабря 2019 г. N 01-04-02/054дсп, от 10 апреля 2020 г. N 01-04-02/005дсп, от 03 июля 2020 г. N 01-04-02/014дсп, от 23 сентября 2020 г. N 01-04-02/019дсп, от 11 декабря 2020 г. N 01-04-02/032дсп, от 16 апреля 2021 г. N 01-04-02/006дсп, от 16 июля 2021 г. N 01-04-02/011дсп утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование государственных гражданских служащих инспекций ФНС России по Ленинградской области сверх установленного фонда оплаты труда (материальное стимулирование) за 2 квартал 2019 г, за 3 квартал 2019 г, за 4 квартал 2019 г, за 1 квартал 2020 г, за 2 квартал 2020 г, за 3 квартал 2020 г, за 4 квартал 2020 г, за 1 квартал 2021 г, соответственно.
Перечисленные приказы Управления ФНС России по Ленинградской области были вынесены в соответствии с приказами ФНС России о материальном стимулировании за соответствующий квартал текущего года и на основании протокола заседании Комиссии УФНС России по Ленинградской области по оценке эффективности деятельности структурных подразделений УФНС России по Ленинградской области.
В соответствии с приказами ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области от 28 сентября 2020 г. N 01-04/014дсп, от 21 декабря 2020 г. N 01-04/020дсп, от 26 апреля 2021 г. N 01-04/002дсп, от 21 июля 2021 г. ФИО1 были выплачены средства материального стимулирования за 2 квартал 2020 г. в размере 32986 руб. 29 коп, за 3 квартал 2020 г. в размере 25 158 руб. 50 коп, за 4 квартал 2020 г. в размере 33 500 руб, за 1 квартал 2021 г. в размере 44 200 руб.
На основании приказов ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области о материальном стимулировании государственных гражданских служащих сверх установленных фонда оплаты труда от 23 сентября 2020 г. N 01-04/012дсп, от 29 сентября 2020 г. N 01-04/016дсп, от 17 ноября 2020 г. N 01-04/017дсп, от 25 ноября 2020 г. N 01-04/018дсп, от 06 мая 2021 г. N 01-04/004дсп, от 17 июня 2021 г. N 01-04/005дсп, от 17 августа 2021 г. N 01-04/009дсп ФИО1 выплачены суммы единовременного поощрения в размере 17 000 руб, 30 000 руб, 12 000 руб, 20 000 руб, 30 000 руб, 35 000 руб, 20 000 руб, соответственно.
Указанные выплаты ответчиком не были учтены при расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении в связи с сокращением.
В октябре 2021 г. ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о выплате недоплаченной суммы компенсации в связи с сокращением, а также недоплаченной суммы за использованные отпуска.
В ответ на данное заявление в ноябре 2021 г. ответчик сообщил истцу, что при расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении не были учтены средства материального стимулирования и единовременного поощрения, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, поскольку они не включены в пункт 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562. Расчет месячного денежного содержания гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляется в соответствии с п.8 Правил исчисления, денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562. При этом средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты п.6, 8 Правил не предусмотрены. При исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствовался положениями ст. ст. 14, 50, 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. ст. 129, 135, 140, Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N562, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", принял во внимание Положение, регулирующие условия и порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным служащим ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области, оценил представленные в материалы дела доказательства, в числе которых, приказы о выплате истцу материального стимулирования, пришел к выводу об отказе истцу в иске, исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, эти денежные средства не подлежат учету при расчете денежного содержания ФИО1 для исчисления компенсаций при ее увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, а также отпускных.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным, эти требования относятся и к апелляционному определению.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, соглашаясь с доводами жалобы заявителя, находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную "данные изъяты"; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную "данные изъяты"; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную "данные изъяты", - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Однако суды нижестоящих инстанций, вследствие неправильного применения к спорным отношениям норм материального права о составе денежного содержания федерального государственного служащего обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, не установили.
Согласно позиции истца ФИО1, выплаченное ей материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и на основании принятых в соответствии с этим указом постановлений Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 г. N284-14, от 17 февраля 2020 г. N 168-8, от 10 июня 2020 г. N843-33, которыми предусматривались в 2019-2020 г. объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам (в том числе ФНС России) сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов, потому должно быть отнесено к категории дополнительных выплат, предусмотренных частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ и входящих в состав денежного содержания федерального государственного служащего.
В подтверждение указанной позиции и направления таких бюджетных ассигнований в 2021 г. истец также ссылалась на содержание письма Министерства труда Российской Федерации от 5 мая 2021 г. N 14-0/10/В-5300, согласно которому, как показывает правоприменительная практика, выплата средств материального стимулирования в отдельных федеральных государственных органах осуществляется в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ в составе денежного содержания гражданских служащих. Такой порядок выплаты средств материального стимулирования не согласуется с положениями Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.
Однако надлежащей правовой оценки судов нижестоящих инстанций эти обстоятельства, как имеющие существенное значение для определения правовой природы полученных ФИО1 выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения и возможности их отнесения к категории других выплат, предусмотренных федеральными законами (часть 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ) и нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации, за счет средств которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих, не получили, документы, послужившие основанием для выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета ФНС России судом не исследовались, как и указанные ФИО1 постановления Правительства Российской Федерации за 2019-2021 г.г. в нарушение требований статьи 67 ГПК РФ.
Таким образом, приведенные ФИО1 в обоснование исковых требований доводы относительно правовой природы полученных ею выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения в нарушение принципа осуществления правосудия на основе равноправия и состязательности сторон спора (статья 12 ГПК РФ) судами нижестоящих инстанций не проверены.
Приведенные в оспариваемых судебных актах обстоятельства относительно права представителя нанимателя перераспределять средства фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих между выплатами, предусмотренными частью 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ в силу части 4 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ и использование ответчиком механизма распределения бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, с учетом фактического не исследования доводов истца относительно выплаты ей материального стимулирования в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, и не подтверждает то факт, что спорные выплаты не являются гарантированными, не могут быть отнесены к категории дополнительных выплат, предусмотренных частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ и входящих в состав денежного содержания федерального государственного служащего.
При таких обстоятельствах вывод судов нижестоящих инстанций о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не учитывается при расчете компенсационных выплат при увольнении, сделан без исследования и правовой оценки по существу всех юридически значимых обстоятельств дела.
В связи с изложенным, решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 25 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 16 августа 2022 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 ГПК РФ является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить исковые требования ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 25 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 16 августа 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции- Кингисеппский городской суд Ленинградской области.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.