Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 апреля 2008 г. N А56-27634/2007
См. также решение арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 января 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Любченко И.С., Матлиной Е.О.,
рассмотрев 16.04.08 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.01.08 по делу N А56-27634/2007 (судья Ульянова М.Н.),
установил:
Открытое акционерное общество "Судоремонтная фирма "Алмаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлениями и признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (далее - Росфиннадзор) от 01.08.07 по делам об административных правонарушениях N 40-07/397, 40-07/431, 40-07/436, 40-07/447, 40-07/454, 40-07/456, 40-07/457, 40-07/458, 40-07/460, 40-07/467, 40-07/470, 40-07/472, 40-07/473, 40-07/481, 40-07/501, 40-07/547, 40-07/554, 40-07/555, 40-07/562, 40-07/563, 40-07/586, 40-07/592, 40-07/597, 40-07/600, 40-07/602, 40-07/604, 40-07/605, 40-07/613, 40-07/614, 40-07/624, 40-07/634, 40-07/641, 40-07/646, 40-07/651, 40-07/654, 40-07/675 и 40-07/704 о назначении обществу административных наказаний на основании части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 01.10.07 заявления общества объединены в одно производство.
Решением суда от 10.01.08 заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Росфиннадзор просит отменить решение суда, ссылаясь на наличие в действиях заявителя состава вменяемых ему в вину административных правонарушений. По мнению подателя жалобы, общество обязано осуществлять расчеты с работниками-нерезидентами через счета в уполномоченных банках, что не противоречит положениям трудового законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, послужили выплаты работникам-нерезидентам наличной валюты Российской Федерации в качестве заработной платы. Оспариваемыми постановлениями Росфиннадзора на заявителя наложены административные штрафы в размере трех четвертых суммы валютной операции за каждый факт выплаты денежных средств.
Признавая постановления Росфиннадзора незаконными, суд не усмотрел в поведении общества состава вменяемых ему вину административных правонарушениях.
Кассационная коллегия считает, что суд правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании влечет наложение на граждан, должностных и юридических лиц административного штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением требования о резервировании.
В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.03 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа отнесены к валютным операциям.
Согласно статье 6 Закона валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 этого Закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Выплата резидентом нерезиденту заработной платы в валюте Российской Федерации не отнесена Законом к числу запрещенных валютных операций.
Как указано в пункте 2 статьи 14 Закона, если иное не предусмотрено этим Законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с данным Законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений (пункт 2 статьи 5 Закона).
В отношении выплаты резидентом нерезиденту заработной платы в валюте Российской Федерации специальные требования не установлены валютным законодательством.
В действующих нормативных правовых актах отсутствуют нормы, обязывающие нерезидента при найме на работу в Российской Федерации открывать в банке счет для получения заработной платы, равно как отсутствуют и положения, позволяющие работодателю не выплачивать заработную плату работнику-нерезиденту по мотиву отсутствия такого счета.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии в действиях общества состава вменяемого ему в вину административного правонарушения является правильным, а обжалуемое решение - законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.01.08 по делу N А56-27634/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
Судьи |
И.С. Любченко |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 апреля 2008 г. N А56-27634/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника