УИД 56RS0018-01-2022-003584-87
N 88а-27235/2022
22 декабря 2022 года город Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Умбетовой Э.Ж, рассмотрев кассационную жалобу административного ответчика - ГУФССП России по Оренбургской области на определение судьи Оренбургского областного суда от 29 сентября 2022 года по административному делу N 2а-4197/2022 по административному исковому заявлению Андрюшиной Людмилы Александровны к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов Ленинского района города Оренбурга Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области (далее - судебный пристав-исполнитель) Поповой Т.А, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области (далее - УФССП России по Оренбургской области) о признании постановления судебного пристава-исполнителя незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Андрюшина Л.А. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Поповой Т.А. от 18 февраля 2022 года о возбуждении исполнительного производства N 43630/22/56044-ИП, указав в обоснование иска на пропуск взыскателем срока на предъявление исполнительного документа к принудительному исполнению.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 июня 2022 года административное исковое заявление Андрюшиной Л.А. удовлетворено, признано незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Поповой Т.А. от 18 февраля 2022 года о возбуждении исполнительного производства N 43630/22/56044-ИП.
Административные ответчики - УФССП России по Оренбургской области и судебный пристав-исполнитель Попова Т.А. с решением суда не согласились и подали апелляционную жалобу с ходатайством о восстановлении пропущенного срока ее подачи.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 4 августа 2022 года, оставленным без изменения определением судьи Оренбургского областного суда от 29 сентября 2022 года, в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока отказано.
Приказом ФССП России от 1 августа N 504 утверждено Положение о Главном управлении Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области (далее - ГУФССП России по Оренбургской области), которое является территориальным органом ФССП России, действующим на территории Оренбургской области.
В кассационной жалобе, поступившей в суд кассационной инстанции 7 ноября 2022 года, административный ответчик - ГУФССП России по Оренбургской области просит определение судьи Оренбургского областного суда от 29 сентября 2022 года отменить, восстановить пропущенный срок подачи апелляционной жалобы на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 июня 2022 года.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", при обжаловании в суд кассационной инстанции только судебного акта суда апелляционной инстанции, которым оставлено в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции вправе проверить также законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Учитывая, что определением судьи Оренбургского областного суда от 29 сентября 2022 года определение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 4 августа 2022 года оставлено без изменения, проверке в кассационном порядке подлежат оба судебных акта, несмотря на указание в жалобе на незаконность только судебного акта суда апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационные жалоба, представление на определения, которыми не оканчивается производство по административному делу, и вынесенные по результатам их обжалования судебные акты рассматриваются судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о необходимости ее удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 298 и частью 2 статьи 302 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Срок подачи апелляционной жалобы, пропущенный по уважительным причинам лицом, обратившимся с такой жалобой, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по заявлению указанного лица может быть восстановлен судом первой инстанции.
Отказывая в восстановлении процессуального срока подачи апелляционной жалобы, суд первой инстанции установив, что мотивированное решение суда изготовлено 27 июля 2022 года и получено УФССП России по Оренбургской области 5 июля 2022 года, пришел к выводу, что доказательств, свидетельствующих о наличии исключительных, независящих от заявителя причин, которые препятствовали своевременному обращению с жалобой на решение суда от 24 июня 2022 года не представлено.
Суд апелляционной инстанции, оставляя определение без изменения также указал на то, что судом первой инстанции соблюдены сроки изготовления мотивированного решения и направления его копии сторонам, в связи с чем пришел к выводу, что административные ответчики имели достаточный промежуток времени для подготовки и подачи апелляционной жалобы (более 20 дней).
С указанными выводами нельзя согласиться по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (часть 1 статьи 46).
Право на судебную защиту подразумевает создание условий для эффективного и справедливого разбирательства дела, реализуемых в процессуальных формах, регламентированных федеральным законом, а также возможность пересмотреть ошибочный судебный акт в целях восстановления в правах посредством правосудия. Одной из задач административного судопроизводства является обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 1 статьи 3 Кодекса).
Право на судебную защиту лиц, участвующих в деле, лишенных в силу объективных обстоятельств возможности совершить необходимое процессуальное действие в установленные законом сроки, обеспечивается посредством восстановления процессуальных сроков.
Из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", следует, что для лиц, участвующих в деле, к уважительным причинам пропуска указанного срока, в частности, могут быть отнесены в том числе несоблюдение судом установленного статьей 177 КАС РФ срока, на который может быть отложено составление мотивированного решения суда, или установленного статьей 182 названного кодекса срока выдачи и направления копии решения суда лицам, участвующим в деле, другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно подготовить и подать мотивированную жалобу (например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части).
В силу положений частей 1 и 2 статьи 177 КАС РФ решение суда принимается немедленно после разбирательства административного дела.
По сложным административным делам может быть объявлена резолютивная часть решения суда. Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем десять дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 182 указанного Кодекса, в редакции, действовавшей на момент рассмотрения настоящего административного дела, копии решения суда вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, их представителям или высылаются им не позднее чем через три дня после дня принятия решения суда в окончательной форме, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
То есть, определяя предусмотренный частью 1 статьи 298 КАС РФ срок подачи апелляционной жалобы - в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, законодатель определил, что данный срок является допустимым и достаточным для стороны в целях подготовки и подачи апелляционной жалобы, предусмотрев, в целях гарантии и обеспечения права апелляционного обжалования, процедуру восстановления срока подачи апелляционной жалобы при его пропуске по объективным уважительным причинам. Сторона по делу вправе рассчитывать именно на такой срок и недопустимо произвольное снижение данного срока.
Согласно обстоятельствам административного дела, судом первой инстанции соблюден 10-дневный срок подготовки мотивированного текста решения, который изготовлен судом 27 июня 2022 года, однако копия решения суда вручена УФССП России по Оренбургской области 5 июля 2022 года, то есть с нарушением предусмотренного статьей 182 КАС РФ срока.
Между тем одним из требований к содержанию апелляционной жалобы, установленных федеральным законодателем, является необходимость указать основания, по которым, лицо, подавшее жалобу, считает решение суда неправильным (пункт 4 части 1 статьи 299 Кодекса). То есть, без копии обжалуемого судебного акта приведенное положение процессуального закона не выполнимо.
При этом, судам следовало принять во внимание, что представитель УФССП России по Оренбургской области в судебном заседании не присутствовал, копия решения суда получена Управлением 5 июля 2022 года, в то время как апелляционная жалоба подана 29 июля 2022 года, то есть в течение одного месяца с момента ознакомления с мотивированным текстом решения суда.
Однако при принятии обжалуемых судебных актов, судами предыдущих инстанций указанные обстоятельства не были приняты во внимание при разрешении вопроса о восстановлении УФССП России по Оренбургской области пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах выводы судов о пропуске административным ответчиком - ГУФССП России по Оренбургской области без уважительных причин срока на подачу апелляционной жалобы нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем определение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 4 августа 2022 года и определение судьи Оренбургского областного суда от 29 сентября 2022 года подлежат отмене, как принятые с существенным нарушением норм процессуального права и нарушающие право административного ответчика на доступ к правосудию.
Поскольку срок кассационного обжалования принятых по делу судебных актов пропущен ГУФССП России по Оренбургской области по уважительным причинам, он подлежит восстановлению, а административное дело направлению в суд первой инстанции для выполнения требований статьи 302 КАС РФ.
Руководствуясь положениями статей 327.1, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 4 августа 2022 года и апелляционное определение судьи Оренбургского областного суда от 29 сентября 2022 года отменить.
Восстановить ГУФССП России по Оренбургской области срок подачи апелляционной жалобы на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 июня 2022 года.
Административное дело направить в суд первой инстанции для выполнения действий, предусмотренных статьей 302 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Э.Ж. Умбетова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.