Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 3 ноября 2022 года кассационную жалобу Малахова А.В. на решение Октябрьского районного суда города Орска от 7 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 28 июля 2022 года по административному делу N 2а-709/2022 по административному исковому заявлению Малахова А.В. об оспаривании решения регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Орское" (далее - РЭО ГИБДД МУ МВД России "Орское").
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Малахов А.В. обратился с заявлением в РЭО ГИБДД МУ МВД России "Орское" для замены водительского удостоверения серия 5607 номер 023544, выданного 10 января 2012 года в связи с окончанием срока действия. Данное водительское удостоверение предусматривало разрешенные категории: А, В, С, D, ВЕ, СЕ (л.д. 10).
По результатам рассмотрения 28 декабря 2021 года Малахову А.В. выдано новое водительское удостоверение серии 9923 номер 615492, в котором категория "ВЕ" не указана (л.д. 9).
В ответе РЭО ГИБДД МУ МВД России "Орское" от 19 января 2022 года Малахову А.В. разъяснено, что категория "ВЕ" в ранее выданном 10 января 2012 года водительском удостоверении указана ошибочно, для получения которой заявителю следует пройти обучение по программе профессиональной подготовке и сдать квалификационный экзамен (л.д. 7).
Не согласившись с решением государственного органа от 19 января 2022 года, Малахов А.В. оспорил его в судебном порядке.
Решением Октябрьского районного суда города Орска от 7 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 28 июля 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Малахов А.В. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Приводит доводы о незаконности принятого РЭО ГИБДД МУ МВД России "Орское") решения, а также ненадлежащую оценку доказательств судами по административному делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ), задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1).
Безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (абзац третий статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 24 названного закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения (абзац восьмой статьи 5 этого же Федерального закона).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 25 указанного закона (в редакции, действовавшей на момент получения водительского удостоверения в 2002 году) граждане Российской Федерации, достигшие установленного данной статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами.
Право на управление транспортными средствами предоставляется, в том числе составами транспортных средств (категория "E") - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий "B", "C" или "D", - при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев (пункт 2).
Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 92-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" редакция приведенной нормы федеральным законодателем изменена, пункт 1 дополнен в том числе категориями:
- "BE" - автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов.
Исходя из предписаний пунктов 2 и 7 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ в редакции Федерального закона от 7 мая 2013 года N 92-ФЗ право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 названного федерального закона.
Статьей 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент получения водительского удостоверения в 2002 году) определено, что право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, при условиях, перечисленных в статье 25 названного федерального закона (пункт 1).
Порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3). Так, действующими на момент получения прав в 2009 году Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 года N 1396, в пункте 10 предусмотрено, что к сдаче экзаменов допускаются лица: прошедшие подготовку или переподготовку на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и получившие документ о прохождении подготовки (переподготовки) в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Аналогичные требования содержатся и в пункте 18 действующих Правил.
Из совокупного анализа приведенных правовых предписаний в их системном единстве следует, что для допуска к сдаче экзаменов на получение права управления составами транспортных средств, тягачом у которых являются транспортные средства категории "B", гражданину необходимо в первую очередь успешно завершить обучение по программе подготовки водителей транспортных средств категории "E" для лиц, имеющих право на управление транспортными средствами категорий "B".
Разрешая дело, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемых судебных актах, обоснованно исходили из того, что административный истец такого обучения не проходил, принимая во внимание право граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, правомерно не усмотрели нарушений в обжалуемых действиях административного ответчика.
Основные аргументы кассационной жалобы о том, что ранее выданные водительские удостоверения в 2002 и 2012 годах подтверждали наличие право управления транспортными средствами категории "ВЕ", являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку, исходя из недоказанности прохождения административным истцом соответствующего практического обучения по программе подготовки водителей транспортных средств категории "E" для лиц, имеющих право на управление транспортными средствами категорий "B". Также судом апелляционной инстанции верно установлено, что водительское удостоверение, выданное Малахову А.В. в 2012 году, содержало ошибочные сведения о категории транспортных средств "ВЕ", что было устранено при выдаче нового водительского удостоверения от 28 декабря 2021 года.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Орска от 7 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 28 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Малахова А.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 29 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.