Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 3 ноября 2022 года кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 июля 2022 года по административному делу N 2а-309/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Витим" (далее - ООО "Витим") к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - Минлесхоз Республики Башкортостан) об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителей административного истца Хабибуллиной Р.М. и административного ответчика Бородиной Ю.Н, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, полагавшего апелляционное определение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ООО "Витим" является арендатором лесного участка площадью
1, 6082 га, место расположения: "адрес", категория защитности "леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях" (л.д. 14-28, том 1).
Приказом Минлесхоза Республики Башкортостан от 29 мая 2019 года
N 1283-ОД (далее - приказ от 29 мая 2019 года) утверждены материалы лесоустройства Туймазинского лесничества Республики Башкортостан, вышеуказанному лесному участку присвоена категория защитности "леса, расположенные в водоохранных зонах" (л.д. 79, том 1).
Полагая решение административного ответчика об изменении категории защитности лестного участка незаконным, ООО "Витим" оспорило его в судебном порядке.
Решением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 марта 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан
от 20 июля 2022 года решение суда отменено, административное дело передано Верховный Суд Республики Башкортостан для рассмотрения в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В кассационной жалобе Минлесхоз Республики Башкортостан просит об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда, указывая на нарушение норм процессуального права. Приводит доводы о том, что оспариваемый приказ от 29 мая 2019 года не обладает признаками нормативного правового акта, в связи с чем выводы суда апелляционной инстанции, основанные на неверном толковании статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации, являются ошибочными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Часть 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, но только в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 67 названного кодекса лесоустройство представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности.
По результатам осуществления мероприятий по лесоустройству, предусмотренных статьей 68 настоящего Кодекса, составляется лесоустроительная документация в электронной форме, которая включается в состав сведений государственного лесного реестра (часть 5 статьи 67 кодекса).
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 2 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).
Отменяя решение суда первой инстанции и направляя дело на новое рассмотрение, суд апелляционной инстанции обосновано исходил из того, что оспариваемый акт Минлесхоза Республики Башкортостан об утверждении материалов лесоустройства обладает признаками, характеризующими нормативный правовой акт, а именно: издан в установленном порядке управомоченным органом исполнительной власти, наличие в нем правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц - правообладателей лесных участков, расположенных в границах Туймазинского лесничества Республики Башкортостан, рассчитанных на неоднократное применение, в связи с чем пришел к правильному выводу о необходимости рассмотрения административного дела в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Аргументы автора кассационной жалобы основаны на субъективном толковании закона и подлежат отклонению в силу вышеприведенных мотивов.
Таким образом, суд апелляционной инстанций правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленный по делу судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 28 декабря
2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.