Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 9 ноября
2022 года кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Баймакская центральная городская больница" (далее - ГБУЗ "Баймакская центральная городская больница") на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 июля 2022 года по административному делу N 2а-246/2022 по административному исковому заявлению ГБУЗ "Баймакская центральная городская больница" об оспаривании решений предписания и решения Государственной инспекции труда в Республики Башкортостан (далее - Госинспекция труда в Республике Башкортостан).
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителей административного ответчика Госинспекции труда в Республике Башкортостан Вансковой О.В. и
Сабировой И.И, полагавших апелляционное определение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Госинспекцией труда в Республике Башкортостан проведена выездная проверка ГБУЗ "Баймакская центральная городская больница" на предмет соблюдения трудового законодательства (л.д. 5, том 3).
По результатам проверки в адрес административного истца 31 августа 2020 года внесено предписание об устранении нарушений трудового законодательства, которым предписано в срок до 30 сентября 2020 года начислить и выплатить участковым врачам и участковым медицинским сестрам денежные выплаты за оказание дополнительной медицинской помощи, установленные постановлением правительства Республики Башкортостан от 13 августа 2015 года N 311 "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан", а также фельдшерам скорой медицинской помощи, фельдшерам ФАПов денежную выплату, установленную указанным постановлением за апрель 2020 года в полном объеме (далее - предписание от 31 августа 2020 года, л.д. 57-61, том 1).
По результатам рассмотрения жалобы на вышеназванное предписание, решением Госинспекции труда в Республике Башкортостан от 5 октября
2020 года предписание от 31 августа 2020 года оставлено без изменения
(далее - решение от 5 октября 2020 года, л.д.11-16, том 1).
Не согласившись с решением от 5 октября 2020 года, ГБУЗ "Баймакская центральная городская больница" оспорило его в судебном порядке.
Решением Баймакского районного суда Республики Башкортостан
от 27 апреля 2022 года заявленные требования удовлетворены, предписание
от 31 августа 2020 года и решение от 5 октября 2020 года признаны незаконными.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан
от 27 июля 2022 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе ГБУЗ "Баймакская центральная городская больница" просит об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда, указывая на неправильное применение норм материального права. Приводит доводы о том, что решение о введении выплат стимулирующего характера принимаются учреждением здравоохранения самостоятельно в пределах средств фонда оплаты труда, в связи с чем при недостаточности финансовых средств учреждения, указанные выплаты могут быть снижены или отменены. Данное обстоятельство не было учтено судом апелляционной инстанции, что повлекло вынесение незаконного судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации раскрыто содержание понятия заработной платы (оплаты труда работника), состоящей из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных и стимулирующих выплат.
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением
случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (статья 132 названного кодекса).
Исходя из положений статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера и надбавок стимулирующего характера, и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Положениями статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вопросы регулирования оплаты труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан урегулированы Законом Республики Башкортостан от 25 февраля 2009 года N 97-з "Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан".
Так, системы оплаты труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан включают минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, условия осуществления и размеры выплат компенсационного характера, а также размеры повышающих коэффициентов к окладам и иные выплаты стимулирующего характера (статья 2 вышеназванного закона).
Из содержания приведенных норм следует, что стимулирующие выплаты, предусмотренные коллективными договорами, включены в систему оплаты труди являются составной частью заработной платы работников государственных учреждений.
Кроме того, в целях реализации положений Трудового кодекса Российской Федерации постановлением правительства Республики Башкортостан от 13 августа 2015 года N 311 утверждено Положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан" (далее - Положение).
Пунктом 2 названного постановления установлено, что выплата заработной платы работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления осуществляется в пределах средств бюджета Республики Башкортостан, предоставляемых Министерству здравоохранения Республики Башкортостан согласно ведомственной структуре расходов бюджета Республики Башкортостан на соответствующий год, средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского
страхования Республики Башкортостан и средств от приносящей доход деятельности.
Порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера предусмотрен в разделе 4 Положения, в соответствии с пунктом 4.2 которого решение о введении выплат стимулирующего характера и условиях их осуществления принимается учреждениями самостоятельно в пределах средств фонда оплаты труда.
Кроме того, в разделе 6 определен порядок осуществления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям медицинских работников.
Как следует из материалов административного дела, основанием для уменьшения выплат стимулирующего характера и доплат за расширенную зону обслуживания, установленную за счет средств обязательного медицинского страхования за апрель 2020 года послужил приказ главного врача ГБУЗ "Баймакская центральная городская больница" от 7 мая 2020 года N 251 в связи с неблагополучной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, а также недостаточностью средств обязательного медицинского страхования (л.д. 105, 106, том 1).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями раздела 4 Положения исходил из того, что начисление и выплата стимулирующих выплат осуществляется работодателем при наличии финансовой возможности, что предусмотрено коллективным договором и локальными нормативными актами учреждения здравоохранения, в связи с чем пришел к выводу о незаконности принятых Госинспекцией труда в Республике Башкортостан решений.
Вместе с тем, отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемых судебных актах, обоснованно исходил из того, что положениями разделов 4 и 6 не предусмотрено условий для уменьшения руководителем медицинского учреждения ранее установленных выплат стимулирующего характера, а также ежемесячных денежных выплат отдельным категориям медицинских работников, в связи с чем пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку. Кроме того, аргументы кассационной жалобы выражают несогласие с данной судами оценкой доказательств по делу и установленными обстоятельствами. Между тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств по делу, отличных от ранее установленных судами.
Таким образом, суд апелляционной инстанций правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленный по делу судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Баймакская центральная городская
больница" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 28 декабря
2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.